«Так близко к горизонту» – а была ли любовь?

7K прочитали

События киноленты – это реальные события жизни автора книги Джессики Кох. 15 лет назад, получив положительные рецензии от издательств, Джессика Кох обрадовалась и… сожгла рукопись. Но позже всё же решилась на публикацию. Роман получил широкий резонанс и признание общественности. Вскоре поступило предложение снять фильм, и перед нами предстала кинолента «Так близко к горизонту». И каков же вышел фильм?

События киноленты – это реальные события жизни автора книги Джессики Кох. 15 лет назад, получив положительные рецензии от издательств, Джессика Кох обрадовалась и… сожгла рукопись.

кадр из к/ф "Так близко к горизонту" / https://www.kinopoisk.ru/

Надо сказать, что это весьма непросто – вытащить из себя переживания столь мощного калибра и решиться вынести их на суд общественности. За это Джессике Кох отдельный поклон. Я специально не готовилась, когда шла на просмотр фильма. Не читала анонсы, не изучала отзывы по книге. Так что происходящее на экране стало полным сюрпризом от начала и до конца. Главные роли сыграли Янник Шуманн («Центр моего мира», «Погружение», «Последствия») и Луна Ведлер («Синева внутри меня», «Полночный бегун», «Самая красивая девушка на земле»). 

История о том, что есть обстоятельства сильнее нас, но ничто не может быть сильнее любви. Однако фильм вышел противоречивым.

Создатели хотели сделать фильм современным, но при этом, чтобы у зрителей была мысль: «мы ходили в той же одежде». «Мы не стремились подчеркнуть историческую эстетику того периода, но мы должны были воспроизвести атмосферу того времени» – подчёркивает режиссер Тим Трахте. И им это удалось, – ощущения, что ты в другом времени не было вообще. Просто люди были одеты кто во что. Вероятно, таким образом создатели фильма хотели подчеркнуть, что проблема одна на века, в каком бы времени это не происходило. Хорошо это или плохо, каждый решает сам для себя. Лично мне не хватило погружения в эстетику 90-х годов.

События киноленты – это реальные события жизни автора книги Джессики Кох. 15 лет назад, получив положительные рецензии от издательств, Джессика Кох обрадовалась и… сожгла рукопись.-2

кадр из фильма "Так близко к горизонту" / https://www.kinopoisk.ru/

Создатели также признаются, что не хотели бы манипулировать проблематикой фильма, играть на эмоциях, но в то же время хотели затронуть глубинный спектр человеческих чувств, а не просто пройтись по поверхности. Удалось ли им? – опять же, каждый решает для себя сам. Мне же фильм показался как раз перенасыщенным эмоциями, но чересчур скудным на глубокие человеческие чувства. 

Качество подаваемых эмоций легко определяется зрителем. Тот самый примитивный импульс, когда рука непроизвольно тянется ко лбу, сигнализирует о том, что что-то в этой сцене не так. Может быть актёры не верят сами себе, может быть ты, как зритель, не веришь им, – не важно, но всё, что ты видишь вызывает дискомфорт. Зрителю может стать неловко по двум причинам: потому что актёры попали в твой эмоциональный фон либо потому, что на твоих глазах разворачивается подмена чувств и понятий, ты видишь и чувствуешь не то что тебе говорят чувствовать. Вот здесь как раз, к сожалению, второе – я видела не то что мне говорили. 

Кроме того, сюжет разворачивался знакомо, я не могла избавиться от мысли, что всё это я уже где-то видела. И довольно скоро я смогла понять, что я смотрю на гибрид двух экранных повестей: «Кит» (2008, реж. Тод Кесслер, снят по роману Рона Карлсона) и «Патрик Мелроуз» (мини-сериал, 2018, реж. Эдвард Бергер, в основе лежат повести писателя Эдварда Сент-Обина). 

События киноленты – это реальные события жизни автора книги Джессики Кох. 15 лет назад, получив положительные рецензии от издательств, Джессика Кох обрадовалась и… сожгла рукопись.-3

кадр из фильма "Так близко к горизонту" / https://www.kinopoisk.ru/

В фильме «Так близко к горизонту» затрагивается тема домашнего насилия, но как-то между делом, хотя этот чудовищный эпизод прошлого стал предпосылкой к тому, что мы видим сейчас. А видели мы не так много. Я не говорю, что нам должны были показать насилие, чтобы мы в него поверили, я говорю, что не хватило ощущения травмы. 

Но у создателей фильма есть на это свои комментарии: они хотели показать человека, скрывающего свои чувства. Скрывать свои чувства – очень удобно, можно ничего не показывать. А что показать, если ты скрываешь всё? Но на месте скрываемых чувств должно быть хоть что-то: сарказм, самоирония, самобичивание, оторванность от реальности, напускной юмор. И вот сколько я анализирую модели поведения, я не могу понять, почему глядя на Патрика Мэлроуза (Бенедикт Камбербэтч) в каждом взгляде, жесте и решении я вижу эту беду, постигшую несчастного ребёнка, а глядя на Дэнни (Янник Шуманн) я не вижу этой травмы, я не вижу ничего и не чувствую ничего, кроме навязанных эмоций и ощущений. 

События киноленты – это реальные события жизни автора книги Джессики Кох. 15 лет назад, получив положительные рецензии от издательств, Джессика Кох обрадовалась и… сожгла рукопись.-4

кадр из фильма "Так близко к горизонту" / https://www.kinopoisk.ru/

Я уговаривала себя не скатываться в критику, искать положительные моменты. Но, если ты привык прислушиваться к себе, то твои глаза и чувства сложно обмануть. Я не стала обманывать свои. Этот тот самый фильм после которого не хочется читать книгу, хотя книга, как раз, скорее всего, оказалась бы стоящей – в ней описана трагедия, подарившая расцвет чувств и преодоление себя. Поэтому я, как всегда, за то, чтобы читать прежде чем смотреть. Что может быть лучше хорошей реальной истории, которая рисуется сама собой у тебя в голове? У меня в голове есть несколько хороших нарисованных книгами историй, которые я хотела бы увидеть на экране. Боюсь только, что выйдет плохо, поэтому пусть эти истории останутся книгами ещё немного.

Создатели фильма рассказывают, что подошли ответственно к своей работе и остались довольны. Джессика Кох крайне довольна работой Тима Тракте и акторов. С её слов, актеры полностью отдались идее; некоторые сцены отличались от сцен в книге и в сценарии, но вышли ещё лучше. Что ж, полагаю, это самое важное. А мы, зрители, много ли мы понимаем? :)