Если Ахмад Фардид представлял собой правый вектор иранской философии, то другой выдающийся иранский интеллектуал Али Шариати (1933— 1977), также поддержавший Исламскую Революцию, был выходцем из левой среды. Факихи, выступившие
против Запада, и в первую очередь аятолла Мухаммад Хусейн Табатабаи, сам Хомейни и Джевади-Амоли, разбирали западные идеологии (либерализм, марксизм и национализм), показывая их
принципиальную неадекватность исламском мировоззренческому контексту, и на этом основании их отвергали. Таким образом, Традиция выражала свое мнение о Модерне, хотя на самом Западе привилегия выносить конечное суждение о Традиции и о Модерне принадлежала исключительно Модерну. Али Шариати, получивший светское образование, напротив, был увлечен левой идеей, но
с самого начала его социалистические взгляды сочетались с национальным самосознанием и даже в определенной мере с иранским национализмом. В период свержения правительства Мосаддыка, осуществленного по инициативе Запада и снова поставившего Иран в прямую зависимость от англосаксонских держав, Али Шариати вступает в ряды радикальной оппозиции шаху — в Национальное движение сопротивления. За это он подвергается преследованиям со стороны САВАК, оказавшись в одном лагере со сторонниками Хомейни и приверженцами вилаят-и факих. В конце 1950-х он вынужден эмигрировать во Францию, где принимает активное участие в антиимпериалистических группах и основывает антиамериканское
Свободное движение Иранцев. Именно Шариати публикует книгу как он продолжает последовательно критиковать шахский режим, то снова оказывается в тюрьме. Вскоре после освобождения и новой эмиграции — на сей-раз в Англию, он скончался от сердечного приступа, а возможно, был убит агентами САВАК. Случай Али Шариати интересен тем, что здесь мы видим сочетание второй политической теории (марксизма или социализма) с шиитскими идеями, вполне созвучными Хомейни и его сподвижникам по Исламской Революции. Али Шариати, так же как Джалал Аль-Ахмад и Ахмад Фардид, считает, что иранцы должны противопоставить Западу шиитскую идентичность, а вполне в духе сторонников абсолютного вилаят-и факих (таких как Хомейни) убежден, что необходимо сделать ожидание Имама активным, придав шиизму экзистенциальное измерение и проживая священные и драматические события истории Имамов в личной судьбе. В отличие от традиционалистов, он отвергает не Запад целиком, но лишь его либеральную составляющую, воплощенную в капитализме и англосаксонском империализме, тогда как социалистическую идею борьбы народов за свободу и независимость, а также за социальную справедливость, он, напротив, поддерживает, хотя и трактует в особом чисто шиитском ключе. Поэтому идеи Али Шариати, вслед за ним самим, подчас называют «красным шиизмом», сочетающим левые идеи с шиитским фундаментализмом. Здесь вполне уместно вспомнить и его исторических предшественников иранских шиитов, неоднократно поднимавших восстания против иноземного господства во имя высших идеалов духовного ислама и социальной справедливости. И символический цвет хуррамитов и кызылбаши, а также идеология сербедаров в полной мере относятся к этой «красной» версии шиизма.
Шииты выкрикивают: Ищите предводительства 'Али и бегите от предводителей жестокости.
Выбирайте Имамат и опечатайте надписями «упразднено», «неверие» и «узурпация» на лбу халифата. Выбирайте скорбь для продолжения постоянной исторической борьбы шиитов против узурпации, предательства, жестокости и всех источников обмана, лжи и вырождения, и особенно старайтесь оживлять память мучеников. Помните Ашуру, чтобы унижать правящую группу, которая называет себя наследниками традиции Пророка, так как память об этом будет свидетельствовать, что они на самом деле наследники убийцы и мучителей семьи Пророка. Это покажет, что такое дорога действий и ответ на постоянно повторяющийся вопрос: «Что делать?» Это поможет в решении о выборе формы борьбы против тирании. Это заставит вас отказаться от поддержки жестокости. Это обеспечит непрерывную связь истории. Это станет объявлением войны между потомками Адама и потомками дьявола. Ашура станет напоминанием, что сегодняшний ислам — это криминальный ислам под видом «традиции», а единственный настоящий ислам — это тайный ислам, скрытый под красным плащом мученичества. Ссылка Али Шариати на «потомков Адама» и «потомков дьявола» ярко свидетельствует, что принципы световой войны остаются доминантой Иранского самосознания вплоть до XX века, до настоящего времени, и антропологический дуализм зороастрианцев и гайомартианцев в доисламской версии, «сынов Света» и «сынов Тьмы» у манихеев переносится на шиитов и их противников (прежде всего радикальных суннитов, захиритов), а через эту оптику «красного шиизма» интерпретируется и марксистский принцип борьбы угнетенных против угнетателей