Найти тему
1 день - 1 экспонат

Марина фон Дервиз: подыгрывая художнику...

Жан-Жозеф Бенжамен Констан. Портрет М.С.Дервиз. Около 1899 года
Жан-Жозеф Бенжамен Констан. Портрет М.С.Дервиз. Около 1899 года

Французскую салонную живопись в Эрмитаже в наибольшей степени представляют портреты: они поступили из национализированных после Октябрьской революции особняков петербургской знати.

Холст Бенжамена Констана изображает частное лицо, но соответствует формуле портрета, издавна принятой для знатных персон или королевских особ. Марина Сергеевна фон Дервиз (1875-1947), урожденная Шёниг, учительница и певица по профессии, вторая жена Сергея Павловича фон Дервиза (1863-1943), камергера двора, почетного члена Императорского русского музыкального общества, известного петербургского коллекционера. В 1908 году супруги эмигрировали во Францию и до конца своих дней жили в Каннах.

Картина написана на рубеже веков, около 1899 года. В этот год в семье рождается долгожданный наследник – Сергей. Всего в семье фон Дервиза было четверо детей, которые появлялись на свет практически ежегодно: в 1897 году Марина, в 1898 Вера, в 1899 Сергей и в 1901 году дочь Павла. Любопытно, но дама на полотне не выглядит беременной.

Вачелио Тициан, Портрет Изабеллы Португальской, 1548 год
Вачелио Тициан, Портрет Изабеллы Португальской, 1548 год

Портрет Марины Дервиз Констана вызывает в памяти такие произведения, как «Портрет Изабеллы Португальской» Тициана (Прадо, Мадрид). Фасон платья с кружевной отделкой, длинные нити жемчуга, сверкающие золотом подлокотники кресла, тяжелые ткани фона – каждая деталь подсказана репертуаром приемов парадного портрета в работах классиков европейской живописи. Но как ловко избегает художник напыщенности. Молодая женщина позирует с милой непринужденностью, как бы подыгрывая художнику, становясь на время дамой былых времен. Она, кажется, разговаривает с художником, а сейчас умолкла, заинтересованно вслушиваясь в слова собеседника.