Найти в Дзене
MamPap.World

Помогаем малышу заговорить

https://mampap.world/blogs/entry/53-помогаем-малышу-заговорить/

Помните этот взгляд новорожденного? Еще рассеянный и блуждающий… Который вдруг фокусируется на вашем лице и улыбке. Вы склонились к своему малышу и что-то нежно говорите ему. Поглаживаете, берете за пальчик. Кроха инстинктивно сжимает в ответ ваш.

Это ваши первые слова малышу. Прикосновения, взгляды, интонации – невербальное общение, которое затем даст толчок к развитию вербального.

Мама ждет первой улыбки и первого «Агу!». Но от улыбки до «Агу» проходит несколько месяцев. И в это время мама продолжает общаться с ребенком, часто на своем «мамском» языке. Между ней и малышом устанавливается особый контакт, который стимулирует развитие речи.

В 2-3 месяца малыш начинает гулить. Он произносит первые гласные звуки и согласные, часто что-то между «г» и «х». В это время и рождается знаменитое «Агу».

Некоторые родители допускают ошибку, переставая на этом этапе активно общаться с ребенком и полагая, что теперь развитие речи пойдет как-то само по себе. И к 6-10 месяцем такой ребенок замолкает.

Но общаться никогда не поздно!

Лучше всего заниматься с ребенком в канве обычной жизни и как бы между делом. Хотя это довольно непросто и требует постоянной включения взрослого в процесс.

Что мешает развитию речи?

  • Нехватка общения.

Взрослые мало общаются с ребенком.

  • Мультики по утрам.

Старайтесь не включать мультики рано утром, когда малыш только проснулся. Иначе предназначенную для познавательной деятельности энергию, ребенок потратит на пассивный просмотр.

  • Агрессивные игрушки.

Обилие игрушек со слишком ярким светом и громкими звуками негативно сказывается на развитии малыша.

  • «Говорящие игрушки».

Подождите с приобретением «говорящих» игрушек, ведь они «общаются» с вашим ребенком без артикуляции.

Что можно и нужно делать?

  • Красьте губы яркой помадой. Так ребенку будет проще следить за вашей артикуляцией.
  •  
  • Общайтесь на уровне глаз ребенка. Наклоняйтесь, присаживайтесь. Так малыш видит ваши губы.
  •  
  • Выберите какой-нибудь слог из обихода малыша и повторяйте вместе с ним. Просите, чтобы он повторял за вами.
  •  
  • Включите ассоциацию. Например: коровка говорит «Мууу», а машина – «Би-би». Хорошо при этом показать малышу картинки.
  •  
  • Важно понимать, что для ребенка важно связать звук, жест, мимику, иначе ваша речь будет восприниматься как белый шум.
  •  
  • Если вы гуляете с ребенком и показываете ему птичек и цветочки, попросите его указать на них пальчиком. Так малыш научится соотносить речь и действие.
  •  
  • Поставьте любимую игрушку повыше, чтобы у ребенка был стимул за ней тянуться и обратиться к вам за помощью. И даже если его просьба выражена в одном звуке вроде «ыыыы», проговорите «мама, дай…».

 

Игры, песни и творчество

Недаром в русском фольклоре так много потешек - коротеньких и ритмичных стишков. Дети хорошо их запоминают. А сами потешки лучше разучивать в игре и в движении.

Например, взрослый сажает ребенка на колени и, ритмично покачивая его вверх и вниз, говорит.

По кочкам, по кочкам,

По гладенькой дорожке,

В ямку – бух!

На последней строчке опускает ребенка вниз. Малыши обожают эту игру!

Добавьте к играм совместное творчество, вроде лепки или рисования пальчиковыми красками. Эти занятия развивает мелкую моторику, а значит, стимулирует и речь.

И даже если кажется, что что-то не получается - наберитесь терпения. Возможно, вы ждете слишком быстрых результатов, а дети все разные. Но ваши старания не пройдут даром. Это точно!