https://mampap.world/blogs/entry/53-помогаем-малышу-заговорить/
Помните этот взгляд новорожденного? Еще рассеянный и блуждающий… Который вдруг фокусируется на вашем лице и улыбке. Вы склонились к своему малышу и что-то нежно говорите ему. Поглаживаете, берете за пальчик. Кроха инстинктивно сжимает в ответ ваш.
Это ваши первые слова малышу. Прикосновения, взгляды, интонации – невербальное общение, которое затем даст толчок к развитию вербального.
Мама ждет первой улыбки и первого «Агу!». Но от улыбки до «Агу» проходит несколько месяцев. И в это время мама продолжает общаться с ребенком, часто на своем «мамском» языке. Между ней и малышом устанавливается особый контакт, который стимулирует развитие речи.
В 2-3 месяца малыш начинает гулить. Он произносит первые гласные звуки и согласные, часто что-то между «г» и «х». В это время и рождается знаменитое «Агу».
Некоторые родители допускают ошибку, переставая на этом этапе активно общаться с ребенком и полагая, что теперь развитие речи пойдет как-то само по себе. И к 6-10 месяцем такой ребенок замолкает.
Но общаться никогда не поздно!
Лучше всего заниматься с ребенком в канве обычной жизни и как бы между делом. Хотя это довольно непросто и требует постоянной включения взрослого в процесс.
Что мешает развитию речи?
- Нехватка общения.
Взрослые мало общаются с ребенком.
- Мультики по утрам.
Старайтесь не включать мультики рано утром, когда малыш только проснулся. Иначе предназначенную для познавательной деятельности энергию, ребенок потратит на пассивный просмотр.
- Агрессивные игрушки.
Обилие игрушек со слишком ярким светом и громкими звуками негативно сказывается на развитии малыша.
- «Говорящие игрушки».
Подождите с приобретением «говорящих» игрушек, ведь они «общаются» с вашим ребенком без артикуляции.
Что можно и нужно делать?
- Красьте губы яркой помадой. Так ребенку будет проще следить за вашей артикуляцией.
- Общайтесь на уровне глаз ребенка. Наклоняйтесь, присаживайтесь. Так малыш видит ваши губы.
- Выберите какой-нибудь слог из обихода малыша и повторяйте вместе с ним. Просите, чтобы он повторял за вами.
- Включите ассоциацию. Например: коровка говорит «Мууу», а машина – «Би-би». Хорошо при этом показать малышу картинки.
- Важно понимать, что для ребенка важно связать звук, жест, мимику, иначе ваша речь будет восприниматься как белый шум.
- Если вы гуляете с ребенком и показываете ему птичек и цветочки, попросите его указать на них пальчиком. Так малыш научится соотносить речь и действие.
- Поставьте любимую игрушку повыше, чтобы у ребенка был стимул за ней тянуться и обратиться к вам за помощью. И даже если его просьба выражена в одном звуке вроде «ыыыы», проговорите «мама, дай…».
Игры, песни и творчество
Недаром в русском фольклоре так много потешек - коротеньких и ритмичных стишков. Дети хорошо их запоминают. А сами потешки лучше разучивать в игре и в движении.
Например, взрослый сажает ребенка на колени и, ритмично покачивая его вверх и вниз, говорит.
По кочкам, по кочкам,
По гладенькой дорожке,
В ямку – бух!
На последней строчке опускает ребенка вниз. Малыши обожают эту игру!
Добавьте к играм совместное творчество, вроде лепки или рисования пальчиковыми красками. Эти занятия развивает мелкую моторику, а значит, стимулирует и речь.
И даже если кажется, что что-то не получается - наберитесь терпения. Возможно, вы ждете слишком быстрых результатов, а дети все разные. Но ваши старания не пройдут даром. Это точно!