Самая романтическая моя история. Начиналось она, как всегда, без плана. То есть бизнес-плана я не писал, цели не ставил, тайм-менеджмент не применял, нарушая, тем самым, все мыслимые и немыслимые законы экономики. То есть можно сказать, что успех этой затеи был абсолютно случайным и повторять его не имеет смысла, так как это исключение из правил, так сказать «статистическая погрешность». Вынужден написать эту вводную из-за некоторых комментариев под моими историями. Готов, кстати, сразу признаться, что постоянно делаю всё неправильно и не по правилам, не так, как надо, а с ошибками и пишу так же... Да и сам я «ошибка», виду того, что незапланированный и очень поздний ребёнок, случайно родившийся у своих родителей. (Спасибо, Мама, что никого не слушала! ;) ) Итак, вернемся в осень 1991 года. Только что отшумел путч, Ельцин прибирал к рукам власть в РСФСР (это РФ так раньше называлась) я поступил в РИСХМ, на волне всеобщего торжества политических и экономических свобод зарегистрировал юридическое лицо (Индивидуальное Частное Предприятие) . В это время мой бизнес на радиодеталях был в пике своего роста! Я постоянно мотался в Москву, Ленинград, Краснодар, Донецк, так как в этих городах была очень сильно развита радиопромышленность и на местных радиорынках крутились огромные деньги. Я знал всех оптовиков, покупал и продавал товар партиями, так как интернета не было и не было информации что по чём. А так как я был молод и горяч, то перемещаясь между городами выполнял роль информационного посредника. Потому мог что-то привезти оптом, что-то на заказ. И вот, иду я по радиорынку в Ленинграде, тогда он находился рядом со станцией метро «Автово», так сказать, «скупаюсь», и вижу маленькие пакетики с гранулами и надпись «Молекулярный супер клей». Рядом лежали очень качественно склеенные между собой образцы: метала, стекла и дерева. При этом, клей надо было использовать весьма необычным способом: его нужно было расплавить до состояния киселя и эту горячую массу намазать на нужные детали, прижать, дать остыть и результат был фантастическим — не оторвать! Ну и к этому добавим заветное слово «опт». В розницу пакетики стоили 10 рублей, а оптом по 8. Я взял их пару десятков для пробы и поехал в «Пулково». Прилетел домой и как-то они где-то у меня завалялись, и я про них забыл. Так как я много летал по бизнесу, а учился при этом на очном отделении первого курса на литейщика, то вопрос успеваемости я решал путём покупки всех домашних заданий. Поэтому ко мне быстро выстроилась очередь из сокурсников, с предложением делать за меня всякие рефераты и чертить всякие чертежи. То, что я с деньгами, народ быстро просёк по одному показателю (я на нём всё время «прокалывался») - большие суммы заказов в студенческой столовой. Самая палевая была сметана. Я к своему обеду всегда ещё брал целый стакан, так как был худой, но только она одна стоила как целый приличный обед. Меня на ней и в технаре выщимел наш казначей (потом мы «крутили» стипендию группы на выходных под 1% в день, в смысле он давал мне стипендию группы в пятницу, я летел в Москву, покупал-продавал, и в понедельник отдавал ему 16 рублей процентов, при стипендии в 30, недавно мы рассказали это нашим пацанам, они поржали и сказали что надо бы %% за 25 лет теперь посчитать) В общем, подходит ко мне один такой «исполнитель» Серёга Королёв и говорит: «Вова, а ты в курсе, что ты платишь всем больше рынка за заказы, и что ты один, кто никогда не торгуется? Откуда у тебя столько денег? Возьми меня в свою тему!» Столько новой информации сразу! И про рыночные цены, и про то, что надо было оказывается торговаться и предложение о партнёрстве! Смотрю на него и думаю: «Что бы такого поручить интересного …» И тут меня осеняет: «КЛЕЙ!» Тот самый, который я купил в Ленинграде! А то мне им некогда заниматься. На следующий день я принес пакетики с клеем, и инструкцию по его применению. Сказал Серёге, что бы он сделал примеры склеивания различных материалов между собой и принёс в воскресенье на радиорынок, тогда он уже был на стадионе «Трудовые Резервы». Цену мы решили поставить в 20 рублей. Серега рано утром был на стадионе, и пока ещё было мало покупателей, подбежал ко мне показать результат своего «домашнего задания». Ну Серёга, конечно скреативил, чем немного вызвал моё недоумение. Вместо того, чтобы склеить так, как я ему рассказывал: кусочек стекла к монетке, монетку к монетке, кусочек деревяшки к стеклу и т. д., Серый сделал очень оригинально: на пустую бутылку из под молока (раньше молоко продавали в бутылках) он наклеил все виды материалов: пластик, метал, дерево, стекло и других, что стало похоже на ежика, но это полбеды: всё это выглядело очень не надёжным.... Я смотрел на ежа, ёж смотрел на меня, Серёга смотрел на нас с ежом. Кто читал Гоголя, тот поймёт красоту момента. Но делать нечего, надо работать, поставили мы (с ежом) Серёгу на точку и я ушёл к своему месту. Торговые дни тогда были очень бойкими, товар у меня всегда был ходовой и по хорошим ценам (тщательно купленный на радио-заводах), и в этом драйве я и забыл про Серегу! И вот в самый разгар торговли кто-то хлопает меня по плечу. Это Серёга: «Я всё продал, есть ещё!?» Сказать, что я был сильно озадачен, это ничего не сказать: 100% рентабельность!!! Даже тогда это был очень хороший показатель! Я внимательно осмотрел Серёгу: от бутылки, вполне ожидаемо, отломали на фиг все образцы, продавал он с одной только единственной инструкцией, люди просто переписывали с неё как пользоваться нашим клеем. Моя чуйка однозначно говорила «Это ТЕМА!» И она меня не подвела! На следующих выходных я снова Ростов-Пулково-Автово, ищу того парня, не нахожу, начинаю рыскать по рынку, нахожу другого. Предлагаю купить оптом всё, считаем все пакеты, он обещает привезти всё, что есть с дома, и сообщает, что если брать клей в мешках, будет ещё дешевле! То, что надо! Я прилетаю домой и разворачиваю экспериментальную лабораторию. Покупаю «молнию» для запайки полиэтилена, покупаю печатную машинку (а как печатать, принтеров не было тогда в каждом доме ;)), покупаю цветной детский картон А4 в «Вокруг Света» и делаю первый свой опытный образец. Бизнес-процесс того времени:
1. Упаковать клей в пакетик и запоять со всех сторон
2. Картон разрезать на формат А5
3. Пришить (!) пакетик с клеем на цветную строну к картону «ЗигГагом» на ножной швейной машинке «Зингер»
4. Напечатать на печатной машинке инструкцию к клею
5. Приклеить на обратную сторону картонки инструкцию
6. Напечатать слово « П О Л И А М И Д Н Ы Й К Л ЕЙ »
7. Приклеить спереди на цветную часть картонки
Получилось ОТМЕННО! Цветной картон придавал продукции яркость, живость и выделяемость :) Я был доволен. Осталось решить вопрос с образцами: это я тоже сделал сам. Засыпал гранулы в консервную банку, нагрел аж до кипения, на другой горелке разогрел склеиваемые детали, намазал их кипящим клеем, дал остыть, и детали взялись мёртвой хваткой. В первую неделю всё улетело со свистом! Это был «MWP», только недавно узнал, как это правильно называется... ;) Мы порвали рынок. Заказы посыпались со всех сторон! От оптовиком не было отбоя. Рентабельность была запредельная, так как я стал возить мешками, себестоимость одного пакетика выходила в 5 рублей. В розницу мы продавали по 20, оптом по 10. Очень хорошо брали хозяйственные магазины, так как у меня было открыто юрлицо, они с удовольствием со мной работали. Производство не справлялось с заказами: я купил ещё одну печатную машинку и мы стали печатать через копирку. На фасовке трудилась моя семья, на печатании и пришивании —родные моей невесты. Вот такой семейный подряд. Я возил эти мешки с клеем из Питера всю весну и осень. Можно задать вопрос, а где же здесь романтика? А ответ очень простой: на клеях я заработал 55,000 рублей, ровно столько мне понадобилось, чтобы сыграть крутую свадьбу и жениться. Поэтому для меня это самое романтическое воспоминание.
ПС: таская эти мешки с клеем, я надорвался и через год меня прооперировали в мединституте. Медик-студент не правильно ввёл новокаин, точнее он его разлил: один из двух уколов пролил мимо, (тогда шприцы были железные) и операцию делали практически на живую, поэтому я орал благим матом на всю хирургию. Зато теперь знаю свой болевой порог. Ну это уже другая история ;) Иногда меня спрашивают в личке: «Владимир, какие минусы у «товарки»?» «Операции, сука, без анестезии, вот какие минусы!!!», - хочется ответить, но отвечаю уклончиво, что главное бизнес-процессы и команда и всё такое ... ;)
«Товарка» - это современное сленговое выражение, означающее работу с реальным товаром.Мне тогда было 19 лет.