Эскизный-проект, как я уже сказал – мы разработали сами.
С ним и решили в стройку врубиться.
И это было первой ошибкой. Эскизный проект – он должен быть обязательно, дабы понимать как твой дом будет выглядеть, и какие иметь размеры, и где именно он будет расположен на участке.
Но! Для процесса возведения в обязательном порядке рекомендую иметь на руках и строительный (архитектурный) проект! Дабы строители понимали и то – а как собственно строить, то что вы придумали! Все конструктивные решения, все тонкости связанные с проведением инженерки, электрики, водоотведения и канализации – все это есть в строительном проекте. И все это значительным образом облегчает процесс строительства и вам и вашим подрядчикам, и позволяет если и вывалится из бюджета – то минимальным образом. И да – заплатите за этот проект – иначе потратите гораздо больше денег, когда ваш подрядчик и его Джамшуды сами начнут изобретать что и где и как сделать! А потом будут переделывать,и не раз и за ваши бабки!
Мы хватанули горя с этим не мало, но расскажу о них позже, по ходу дела)
Следующим муторным этапом стал выбор подрядчика. Своих знакомых бригад не было, а потому начали искать по друзьям и интернету. В итоге просеивания выбрали трех потенциальных подрядчиков , а из трех уже остановились на одном. Только одна компания соизволила подготовить боле менее вменяемую смету на материалы и работы. Остальные сказали – не парь мозг, давай свой мильон , и по ходу дела разберемся чего и как. И пошли на хрен с такими заявлениями.
А мы, продолжили работы с победителем этих торгов)
Мы разбили процесс на несколько этапов – подготовка площадки и фундамент ( с разводкой внутри его всех коммуникаций),
возведение стен, далее – монтаж кровли…. Сделали так чтобы, как нам казалось обезопасить себя – мол если не понравиться как люди выполнили первый этап – мы можем их слить, и для продолжения работ – нанять других, минимально рискуя деньгами.
Выплачиваем аванс за первый этап, подрядчик выполняет работы, мы принимаем- и делаем постоплату и приступаем к следующему этапу.
Мысль с одной стороны толковая – а с другой корявая.
Поскольку по технологии возведения многие процессы следуют не по очередности, а параллельно!
К примеру работы по фундаменту были завершены , только уже когда стояли стены и кровля, а контур был полностью закрыт. Стены завершены были – опять же когда была смонтирована кровля и закрыт контур. Все это привело к дикой неразберихе в авансировании и постоплатах. Подрядчик испытывал недостаток средств, потому как фундамент был к примеру практически закончен, но малость не до конца – и пост оплаты не было. Парням постоянно приходилось выкручиваться, подтягивать средства из других проектов, и хорошего в этом было мало.
Кроме этого такой подход значительным образом увеличивает расходы на логистику, поскольку подрядчик не имеет возможности завести на площадку максимум материалов, а подтаскивает их постепенно, отдельно на каждый этап. Это тоже не айс. А учитывая, что в сезон всегда напряг с материалами, то к моменту когда допустим понадобился материал на стены – его в продаже дефицит, или он стал дороже, а запланировать закуп заранее подрядчик из за такой вот схем оплат – не мог.
Поэтому, лучше наверно тщательнее подойди к выбору подрядчика – и проавансировать в разумных пределах больше – дабы и не рисковать с качеством работ, но и не замедлять их запутывая схему финансирования.
А у нас ко всему прочему добавилась еще одна беда – мильон у нас на руках был не полностью, значительную часть мы должны были получить уже в ходе строительства – и упс! Не получили, их приход задержался на два месяца.
И стройка что? Правильно! Встала!
И это прям зашквар!.
Если до этого момента стройка шла бойко, четко и по графику, то после двухмесячного простоя – начался полный дурдом.
Винить в нем только подрядчика как бы нечестно.
Представьте себя на их месте – работали работали и в прекрасный момент – стоп !
А что делать подрядчику с бригадой? Ждать не понятно сколько, когда появятся деньги у Заказчика на продолжение стройки? Но бригада же не может сидеть на жопе ровно и бесплатно! Людям надо либо оплачивать простой, либо выводить на другие объекты либо тупо распускать.
Оплачивать простой – ну дурь, а другие объекты есть далеко не у всех строителей, да и там другие бригады работают, а потому чаще всего люди распускаются. А вот собрать их потом, когда финансирование началось заново – ну геморрой, поскольку они тоже не сидели и не ждали у моря погоды, а вышли кто куда умудрился.
Так получилось и у нас. Когда мы продолжили через 2 месяца финансирование – все пошло криво. Люди были распущены, и собрать их заново не удалось. Более того – за эти два месяца руководство самой компании-подрядчика разругалось и разбежалось. Компании тупо не стало.
Нас спасло от огромных проблем то, что один из владельцев компании оказался человеком честным, не сбежал а начал с огромными трудами продолжать процесс.
Искал свободных специалистов, привозил их на объект , каждый раз объяснял что и к чему и как. Наличие рабочего проекта могло бы этот процесс упростить, но его не было!
Люди менялись постоянно - денег у него уже не было, а получать постоплаты было еще рано – ни один этап не был закончен. Мы в итоге шли на встречу и подкидывали денег вне схемы, поскольку тоже уже поняли как чревата ситуация.
И стройка двигалась. Медленно так...Важно!
Продолжение следует!