В древнеиндийских сказаниях "Махабхарата" и "Ригведа", а также в персидских источниках "Авесты" упоминаются легендарные народы, жившие несколько тысяч лет тому назад где-то между Индией и Северным океаном.
Даже значительно позднее, в III в. до н. э., китайский император Цинь Ши Хуан Ди писал: "...там, далеко на севере, находится могущественное государство с иной культурой и образом жизни...". При этом необходимо учесть, что в тот период Китай был сильной империей с развитой металлургией и другими производствами, наукой, культурой. По дорогам Китая ездил самоходный транспорт, а сам Хуан Ди летал на треноге (летательный аппарат, имевший три опоры). Император также знал о гибели различных завоевателей, вторгавшихся в северные страны.
Какие этнические народы населяли эти страны, и какова их история? Этот вопрос занимает умы многих историков. На сегодняшний день известно, что к таким народам относились также скифы, которые жили на землях, простиравшихся от Карпат до Байкала и от озера Балхаш до Северного океана. В те древние времена в Сибири был более тёплый климат. Через земли скифов пролегали оживлённые торговые пути по Енисею, Оби, Волге, Дону, Днепру в Европу и обратно в Китай, Индию, Персию. Эти пути активно действовали вплоть до XV в. н. э. Вспомним последний торговый центр - знаменитую Мангазею XVI в. н. э.
Земли скифов и их соседей привлекли завоевателей не только богатством этих мест, но и их сакральностью, описанной в древних сказаниях. Из истории известно, что персидский царь Кир II (Великий) в 521 г. до н. э. вторгся в пределы скифского царства массагетов, которые под предводительством царицы Томирис на подступах к своей столице разбили персов, а Кира II казнили. Эта битва произошла на северном берегу реки Сарысу, в 300 км западнее Караганды. Через несколько лет из пределов земель современной северо-западной части Китая вторглись новые завоеватели (предки кайменов и кареитов), которые были разбиты массагетами недалеко от истоков реки Сарысу (в 200 км к югу от Караганды). После этого столица массагетов, находившаяся на полпути между Карагандой и Джесказганом, была перемещена на восток Тургайского плато, в район между озером Кушмурун и рекой Ишим.
Примерно в 325 г. до н. э. Александр Македонский из района Самарканда сделал попытку вторгнуться в пределы скифов-массагетов, но, получив достойный отпор у реки Тургай (западнее Джесказгана на 250 км), вынужден был возвратиться назад.
Историком Геродотом подробно описан поход в 514 г. до н. э. персидского царя Дария Гистаспа в другую Скифию, располагавшуюся между Карпатами и Доном. Геродот описал границы Скифии и положение соседних с ней народов. Но за минувшие тысячелетия на карте поменялись все ориентиры. Поэтому до последнего времени неясны были пути похода Дария в Скифию и его отступления оттуда, а также о реальных местоположениях народов, соседствовавших со скифами.
Геродот писал, что, узнав о походе Дария со стороны Дуная, скифы обратились к соседним царствам с предложением выступить сообща против персов. Цари гелонов, будинов и савроматов единодушно обещали помощь, тогда как цари агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов и тавров отказали в союзе. Возможно, что Дарий заблаговременно уговорил их через послов соблюдать нейтралитет. В этих условиях скифы решают не давать открытого сражения. Разделившись на отряды, они начали заманивать персов внутрь страны и в земли тех народов, которые заявили о нейтралитете, постоянно нападая на фланги и отдельные отряды персов. Скифы свои семьи и стада направили в безопасные районы, в глубь степей, лесов, за Волгу. Войска Дария вслед за скифами переправились через Дон, прошли страну савроматов, продолжив преследование вплоть до пределов пустыни, отделяющей будинов от тиссагетов. В пустыне, на реке Оар, Дарий начал строительство восьми крепостей. Предположительно, крепости возводились в районе современной Пензы, через которую проходили древние пути народов, связывавшие восток и запад, север и юг. В этих местах берёт начало ряд рек, впадающих в Дон и Волгу. Отсюда можно было водным путём попасть в Азовское море и Каспий, а далее в Персию. Здесь же у крепостей находилась основная часть персидской армии и пехоты. Отсюда конница Дария уходила в разных направлениях преследовать скифов. Одна часть персидской конницы, переправившись через Волгу, дошла до города Гелон (находившегося на южном берегу Камы) и опустошила его. Но, потеряв здесь многих своих воинов, персы отступили назад. Вторая основная часть персидской конницы продолжала преследование скифов вдоль западного берега Волги, а затем, повернув в западном направлении, пошла вдоль реки Оки в юго-западном направлении в сторону Истра (Дуная), вторгаясь в земли меланхленов, андрофагов, невров, агафирсов. Потеряв около 80 тысяч своих воинов и не достроив крепости, Дарий начал поспешное отступление всей своей армии к переправе на Дунае. В трёх днях пути от Дунайской переправы Дарий встретился с войсками скифов, но от битвы уклонился, уйдя к переправе. Имеется предположение, что в эти земли Дарий приходил дважды.
Упоминавшееся Геродотом царство массагетов-скифов находилось в V в. до н. э. между южным Уралом и озером Балхаш. Их столица находилась к северу от реки Сарысу (Царица?), в 200 км западнее Караганды.
Восточнее Урала, севернее массагетов, в царстве исседонов жили предки калмыков.
Исследования показали, что в V в. до н. э. скифские народы жили не только в южных районах нашей страны, но и далеко на севере, вплоть до берегов Северного (Кронийского или Скифского) моря-океана.
На картах XVI в. также указывается размещение скифов по обеим сторонам Урала.
Тайна Великой Скифии ждёт своей дальнейшей разгадки не только и не столько у берегов Чёрного моря. Исследователей ждут новые открытия и находки, включая гигантский медный котёл ёмкостью в 600 амфор, спрятанный в землю (при нашествии Дария) вместе с другими реликвиями и письменными материалами. На месте разрушенного персами города Гелона (на Каме) археологов ждут также интересные находки. Основные древние города скифов, привлекавшие к себе взоры завоевателей, находились на землях от района Урала до Красноярского края. Там же были их главные культовые центры, скрытые от нас тайной тысячелетий, как и священные усыпальницы славных скифских царей и вождей.