Не устаю удивляться, какая всё-таки затейливая штука жизнь. Только что написала пост о том, чему учить детей стоит. И тут же родная школа выдала наглядную иллюстрацию к нему. Предыстория: домашнее задание по арифметике, 2-ой класс, требуется скобками разбить числа в левой части арифметического выражения, что бы в правой части получился ответ 22.
31 – 10 – 4 + 3= 22
Весь родительский чат завис… ни у кого не получается. Дополнительное условие: в скобках не может быть одновременно больше двух чисел и двойные скобки не допускаются. Короче бились долго, решила обратиться к «помощи друга» - между прочим, к.ф.-м.н. Решила привести здесь его комментарий полностью, опустив только некоторые через чур эмоциональные оценки…
«Друг»: «… с учётом правил записи арифметических выражений, может быть только так: 31 – (10 – (4 -3)) = 22, поскольку при постановке минуса перед скобкой внутри неё знаки должны меняться на противоположные, а внутренняя скобка поясняет порядок проведения операции. Таким образом, получаем: 4-3=1; 10-1 =9; 31-10 =22. Всё сходится.»
Ответ учителя в чате: 1. Мы не заключаем в скобки 3 числа; 2. Заключите два числа в скобки, расставьте порядок действий; 3. Мы не ставим двойные скобки;
«Друг»: «Назови учебник, откуда взят пример!» Я: «М.И.Моро, Математика, 2 класс, часть 1, стр.90, пример 3»
«Друг»: «(тут я опускаю ряд его идиоматических высказываний и непереводимую игру слов) При записи арифметического выражения используются определённые правила расстановки арифметических знаков, без выполнения которых арифметическое выражение теряет смысл. Точно так же, как есть правила русского языка, нарушение которых приводит к искажению передаваемой информации. В учебнике Моро приводится «правильное» решение этого задания:
31 - 10 -4 + 3 = 31 – (10 – 4 + 3) = 31 – (6 + 3) = 31 -9 = 22
С точки зрения математики, это абсолютно безграмотно! Постановка минуса перед скобкой без изменения знаков внутри неё, означает только одно: здесь приведено не математическое выражение, а просто «картинка из чисел и знаков» к которой в произвольном порядке можно что-то пририсовать – например вот так вопиюще вставить скобки! Это как в учебнике по литературе пририсовать какой-нибудь героине усики и назвать это уроком рисования. Скобки, в которых заключены три числа, без изменения знаков перед ними, это как написать кАрова, вместо кОрова! Не могу не обратить внимание, что учитель пошла ещё дальше. В рамках этой, с позволения сказать, «логики», выражение должно было выглядеть так:
31 -10 – 4 + 3 = 31 – (10 – 4) + 3 = 31 – (6 + 3) = 31 – 9 – 22
То есть она считает ответ, приведённый в учебнике так же неправильным (там три цифры в скобках, что, по её мнению, не допустимо) и «исправляет ситуацию тем, что не один раз, как ответе учебника, а дважды пишет кАрова! (Не меняются знаки в скобках 10 -4 и 6 + 3). Могу сделать только один вывод: эта педагогическая новация – яркая победа над здравым смыслом, правилами арифметики и нормальной логикой, то есть над всем тем, что характеризует выражение «развитие интеллекта» или, ещё проще, только и может что-то дать ребёнку в школе для развития мозга!» Смешно ещё и то, что ей же (учительнице) придётся исправлять эти вбиваемые в головы ребятишек ложные знания, объясняя в последствии, как выносить за скобки общие множители. Или уж, что совсем печально, всем просто наплевать, научатся ли они вообще считать…»