После последней заправки в Балхаше заправки с 92-м бензином больше не попадаются, почему-то только 80-й и дизтопливо. Но у нас есть полная 30-литровая канистра, поэтому отсутствие нужной горючки не напрягает. До самого поворота на Шу (бывший Чу) асфальт не меняется и продолжает добивать наши уши гулом. Изредка попадаются участки с ровным асфальтом, но почему-то в комплекте со знаками «Ограничение скорости 60км\ч на расстоянии 20 км». Как только кончается ограничение, начинается опять крупный асфальт. Наверно остались после ремонта. На обочине попадаются продавцы рыбы прямо с машины или в каких-то сооружениях типа ларьков. Рыбный шопинг оставляем на обратную дорогу.
Прямо в сопках прорублены проезды для дорожного полотна и, как правило, на вершинах стоят скульптуры, изображающие разных животных и птиц.
После посёлка Бурыбайтала есть поворот на Шу. Прямо под акведук мы не едем, а сворачиваем направо. Стоит указатель так, что ошибиться невозможно. Говорят, что раньше его не было, но теперь точно есть. Сам посёлок это небольшое скопление домиков в степи вокруг мачты сотового репитера (какое умное слово вспомнил!).
На дороге нужно быть повнимательней. Бывает попадаются довольно крупные ямы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются просто ужасающе глубокими. Издали кажется не очень большой, но когда подъедешь поближе, видишь овальное или круглое отверстие в дороге размером примерно 50х50 см без дна. Если в такую влететь на скорости, то с подвеской можно смело попрощаться. «Хорошо, что днём тут едем!» — подумал я.
После поворота дорога стала ещё хуже, этот факт, конечно, разочаровал. Мы надеялись, что будет не хуже, чем раньше. Но это не останавливает, хотя и появляются мысли: «Может, стоило всё-таки поехать через Алматы?» Зато, успокаиваю я себя, почти 400 км экономим.
Попадаются наши, уже полюбившиеся, ограничения скорости на расстоянии 20-30 км. Ради справедливости надо отметить, что их ставят на участках с неровной дорогой. Представьте себе грунтовую тракторную дорогу, которую ещё и залили асфальтом, так и здесь. «Камазы» так продавили полотно, что образовывались глубокие колеи. Пришлось ехать не слишком быстро по гребню колеи, а иначе днищем скребли. Тем более было видно, что не мы первые скребли гребни своим днищем. Все гребни были исцарапаны длинными полосами. Я ехал и все думал: «Скоро горы и перевал, посмотрим, что это такое». Начались предгорья, и вот, наконец, мы заметили у дороги заправку с долгожданной надписью «92 бензин». Правда, цена убила наповал — 95 тенге. Недолго подумав, мы решили рискнуть и поехать дальше. Тем более, что сам вид заправки не внушал доверия, как и бензин, которой на ней продавался. Я думаю, там был явно не 92-й, даже, наверно, не 80-й, а что-нибудь типа 66-го, который сейчас уже не делают. Короче, стало жалко платить столько денег и потом угробить двигатель.
Предгорья внезапно кончились и опять пошла выжжена степь, я так понял, что горы уже проскочили, потому что двигатель опять стал «тянуть» и резво продвигаемся дальше к конечной цели путешествия.
В степи попалось интересное сооружение. Кафе в виде огромного корабля. Классный рекламный ход. Если бы эта кафешка работала, я бы обязательно в неё заглянул, да и не я один, думаю.
Перед Бирликом дозаправились на остатки тенге, по расчётам должно хватить до самого Канта. Дорога пошла более мене приличная. Пейзаж стал меняться. Стало попадаться гораздо больше зелени, вдоль дороги пошли бахчи. Соответственно, у дорог стало гораздо больше продавцов. Арбузы и дыни — самый ходовой товар.
Причем местами продавцы стоят нескончаемыми рядами. Неужто что-то выторговывают за день? Вдоль дороги теперь идут карагачевые защитные лесополосы. Стволы деревьев все побелены. Красиво однако... Стали чаще попадаться пирамидальные тополя, чувствую, что Киргизия уже совсем близко.
Остановились и купили дыню. Она так начала благоухать в салоне, что не вытерпели и съели прямо на ходу. Божественный вкус, амброзия, чистый нектар, пища богов...очень понравилось. Спасибо моей мамуле, которая настояла на покупке дыни, а я ещё, балда брыкался, потом... потом...
Наконец добрались до Шу. Довольно крупный городок на нашем пути. Тут главное — не ошибиться и не свернуть в сторону Ташкента. Поскольку никаких указателей не увидели, пришлось спрашивать дорогу у местных. По их советам практически не плутая выехали в сторону Благовещенки и Бишкека.
По правой стороне видели Тосоткельское водохранилище, правда, Благовещенку так и не заметили, когда проехали. Дружок достаёт СМС-ками, типа: «Вы где уже?». Это сильно отвлекает от дороги, но человек-то беспокоится, приходится отвечать на ходу. Не рекомендую этого делать никому. Дорога не слишком широкая, а местные думают, что крылья дома оставили, пролетают, как самолёты, со свистом, часто просто «прут» по встречной, типа «мне же нужно обогнать», а все остальное по фигу. Вдруг совершенно неожиданно в чистом поле попадается дорожный указатель «До Бишкека 27 км», что ввергает навигатора и меня в ступор.
Пришлось возвратится и убедится, что это не померещилось. Глупо глядя друг на друга, мы одновременно задаём вопрос: «А где же Кордайский перевал?» Мы его так ждали, надеялись... и вдруг бац... уже Бишкек. Эта новость на меня так подействовала, что я аж забыл про фото. Едем, гадая, что же дальше будет. СМС: «Вы где? До Георгиевки далеко». Смотрим в атлас, какая на хрен Георгиевка, совсем запутались (как потом оказалось, Кордай раньше так назывался). Ответ: «Хрен его знает, никаких указателей, по-моему к Кордаю подъезжаем».
Следующая СМС-ка: «Шумахер! Немедленно остановись! Дай тебя обнять!».
Вот это уже совершенно непонятно. Наверно, дружок нас встречает и где-то рядом. Тут замечаю, что за мною гонится темно красный «Nissan», пристраивается рядом, и из кабины машет дружок: «Стой, стой!». Ну естественно, радость встречи, охи, ахи. Мамулю пересадили к другу в машину и я, наконец, впервые за всю дорогу почувствовал себя на отлично. Форточки настеж, музыку на полную катушку... короче кайф...
Друган сказал, что поедем другой дорогой, не через центральную таможню в Кордае. Действительно, перед указателем над дорогой «Таможня» мы свернули налево и выехали из Кордая (следующие две картинки взяты с сайта korday-online.narod.ru).
Так и получилось. Оказалось, что эта хитрая дорога проложена параллельно границе с Кыргызстаном. Сильно по ней не разгонишься, потому что внезапно попадаются наплывы из асфальта, чем-то напоминают наших «лежачих ментов», единственно, что не через всю дорогу поперёк.
Ещё примерно 20 км, и справа на горизонте я увидел трубы комбината и сам Кант. Здесь мы ненадолго остановились покурить. Долго нельзя стоять — граница через 900 метров. Могут пограничники докопаться, типа, наркотики перегружаете. Заодно дружок предупредил, что впереди будут попадаться много непонятных постов со знаками «Проезд без остановки запрещён». «Даже не думай нарушать, без штанов оставят!» — сказал он мне.
Действительно какие-то ларьки, балки, сарайчики, возле которых обязательно шлагбаум и соответственно восьмиугольный знак. Казахская таможня представляла собой крытый проезд, будку рядом с ним и «толпы» огромных «Белазов», которые, не останавливаясь, проезжали через таможню в обе стороны через весовые. «Это они щебень возят с казахского карьера на цементный комбинат» — сказал мне таможенник. Стандартные вопросы о запрещённых предметах, отобрал обязательство о вывозе машина и поднял толстую полосатую железяку через дорогу. Счастливого пути.
Едем дальше. Через 200 м — киргизская таможня. Дорога открыта, в тени поста «воронкой» кверху спит постовой, все свободно выезжают, никто даже не останавливается. Мы тоже не остановились и въехали наконец в республику Кыргызстан, так теперь официально называется Киргизия. Зря мы конечно так сделали. Надо было остановиться и потребовать документы на въезд, но на радостях, что проскочили таможню, мы этого не сделали. Забегая вперёд скажу, что потом долго сомневались и советовались, как без въездных документов обратно будем проходить таможню. Но знакомые большие милицейские дядьки сказали, что всё это фигня, ничего страшного, и если сильно сомневаетесь, сделайте временную регистрация. Всего 200 сомов на человека, что мы впоследствии и сделали в паспортном столе Канта.
Ещё примерно 10 км петляний по разбитой грузовиками дороге и наконец мы у цели нашего путешествия. Перед нами славный город Кант.
ЗДРАВСТВУЙ, КАНТ, ГОРОД МОИХ СНОВ И ВОСПОМИНАНИЙ, Я К ТЕБЕ ЧЕРЕЗ 27 ЛЕТ ВЕРНУЛСЯ!»
За спиной остались четыре таможни, 3 321 км дороги (по спидометру), 147 литров сожжёного бензина и дорожные впечатления. А впереди нас ждёт баня, шикарный стол, долгожданный отдых и почти две недели встреч и воспоминаний. Наш ПЕПЕЛАЦ по прозвищу «ОКА» преодолел эту часть нашего путешествия не протестуя и не ломаясь, за что ему большой респект и уважуха.
На этом повествование о первой части нашего путешествия завершается.
Все фотографии, сделанные на этом участке путешествия, находятся в архиве размером 54 Мб. Желающие могут скачать по адресу: http://narod.ru/disk/14082359000/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%82%D1%82%D0%B8-%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82.rar.html
Поездка на Иссык-Куль
На озеро мы пытались уехать аж целых четыре дня. Если дождь и прохладно в долине, то это холодильник и полный атас на озере. Наши женщины ни в какую не поддавались никаким уговорам типа «водка везде согреет», «без вина нет кина» и дружно держались, как котята, всеми коготками за дом. Но наконец-то интернет дал добро на хорошую погоду и, погрузившись в две машины, («Ниссан» и мою «Оку») ранним утром выехали сторону Иссык-Куля. Ехать нужно было пораньше. Так как мы поехали под выходные, то вместе с нами к озеру рванула «значительная часть Чуйской долины». Могло потом и хороших мест в пансионатах не хватить. Но тем не менее, загрузив провизию (на Иссык-Куле всё гораздо дороже, а Рокфеллерами мы себя не считали), мы наконец -то тронулись в дорогу по «Великому шёлковому пути». Ехали ранним утром, на восток и поэтому солнце светило прямо в лицо, что не очень приятно.
Дорожка состоит из крупного асфальта с частыми заплатками, но не такими, как России, а приклееными вровень с полотном, это порадовало, несмотря на частые летучие посты маишников в посёлках.
Едем ранним утром, прямо навстречу солнцу. Нас ждёт батька Иссык-Куль.
Проезжаем Токмок (бывш. Токмак), где по рекомендации друга я заправляюсь, так как с его слов далее заправок не будет до самого Балыкчи (бывш. Рыбачье).
После посёлка Кемин пропадает сотовая связь. Замечаем что горы начинают уже заметно приближаться. Дорожное полотно хуже не становиться. Горы к дороге всё ближе и ближе.
И хотя кажется, они совсем близко, буквально рукой подать, пешком дойти ничего не стоит, это не так. На самом деле до ближайшего подножья горы, если идти пешком, довольно далеко, я бы даже сказал, очень далеко.
Остановки общественного транспорта сделаны очень оригинально в в виде стилизованных киргизских колпаков. В этих сооружениях из толстого бетона почему-то прохладно даже в самую ярую жару.
Перед самым въездом в Боомское ущелье около дороги справа и слева буквально с незапамятных времён раскинулся восточный базарчик. Надо ли говорить, что там продают буквально всё, начиная продуктами и заканчивая электроникой (наверно, наркотики и оружие тоже присутствуют в продаже, я так думаю, хотя проверить не решился).
Не останавливаясь, мы своей небольшой колонной проскакиваем дальше. Стараемся приехать пораньше, чтобы все недорогие и хорошие места не успели разобрать. Вообще сложилось такое впечатление, что вся Чуйская долина на выходные решила рвануть на озеро. Машин много и все в одну сторону, понятно, что спешат. Особенно, это относится к лихим местным джигитам, для которых такое понятие, как ПДД, по-моему не существует. Двойной, а то и тройной обгон здесь в порядке вещей. Мне даже показалось, что дорожные правила просто не модно соблюдать. На мгновение при обгоне притормаживают, удивленно постреливая раскосым взглядом, типа что это...? Похоже на машину. Колёса есть, значит, всё-таки машина... но почему такая маленькая. Опаньки... а в ней ещё и люди поместились... да ещё и едут совсем не медленно... и номера с каким-то невиданным регионом. Вот такие мысли блукали в их головах , как мне показалось.
Но совсем не потихоньку мы катим дальше. Нитка шоссе углубляется в Боомское ущелье. Всё плотнее нас обступают величественные горы Тянь-Шаня.
С правой стороны от дороги иногда виднеется железнодорожная ветка. То появляется, то опять пропадает. Иногда её видно где-то на недосягаемой высоте, на склоне. Даже было что-то вроде ж/д станции (видел где-то на верхотуре). Про себя думаю: наверно, довольно страшно по ней ехать. Обрывчик-то внизу не хилый до асфальта, а потом ещё и пропасть с горной речкой внизу.... короче, жють... . Ну конечно же, киргизские кафешки в виде национальных юрт (..обязательно посещу на обратной дороге, думаю про себя.)
А горы становятся всё круче и круче, буквально давят на нас своей первозданной красотой. В особо обвальных местах стоят специальные защитные сооружения от камнепадов. По всему ущелью ограничение скорости 60 км\час. А в некоторых местах и до 40 км\час. Практически везде сплошная. Горы — с одной, пропасть — с другой стороны. Страшновато немного...
Но величественная и дикая красота горного ущелья постепенно начинает убывать по мере удаления горных хребтов от дороги. Понемногу пространство расширяется всё сильнее и сильнее, горы отступают. Ущелье оказалось не таким страшным, как говорили. (Про Уральские горы тоже много чего говорили). Практически весь маршрут по ущелью проехали на четвертой скорости за исключением некоторых участков, где переходили на третью из-за знаков ограничения. Ближе к середине ущелья присутствует стационарный пост МАИ-шников, да и летучие засады появлялись пару раз в зонах ограничения. Асфальт, несмотря ни на что вполне приличный. Мы выехали из ущелья. Хвала Всевышнему, всё обошлось без проблем. Речка под названием Чу всё также вьётся параллельно дороге.