История возникновения и развития конкура:
В 18 веке одним из увлечений высшего света была конная охота, что послужило толчком к развитию конного искусства вцелом. Кроме того, на охоте наездникам приходилось преодолевать различные естественные препятствия, что послужило развитием техники прыжков на лошади. Родиной конкура принято считать Францию. В пятидесятых годах XIX столетия на парижской выставке лошадей впервые были проведены соревнования по прыжкам на лошадях через различные препятствия, данные соревнования получили название «конкур-иппик». Чуть позже эти соревнования стали проводится в Бельгии и Италии, а ещё позже в России, Америке и Германии. Новый спорт очень быстро набирал популярность, вместе с которой росли и масштабы проведения соревнований. Совершенствовались техника и тактика конкурной езды. В 1900 году конкур был включен в программу Олимпийских игр в Париже.
Правила конкура:
На соревнованиях всадник должен проехать верхом на лошади весь маршрут, не задев ни одного препятствия (от 8 до 16 штук). Препятствия равномерно распределены по всей арене и делятся на высотные (различные барьеры с высотой от 0,8 до 2,20 метров) и широтные (канавы шириной от 2 до 4,5 метров). Каждый маршрут должен быть пройден за определенное время. Отсчет времени идет с момента пересечения всадником и лошадью стартовой линии до момента пересечения ими финишной черты. Команда (наездник + лошадь) может быть дисквалифицирована, если падает всадник или лошадь отказывается брать барьер. Сигналы участникам подаются при помощи колокола: начало выступления; остановка выступающего наездника; разрешение на продолжение выступления после остановки; дисквалификация участника (длинный удар или 3 удара). Если спортсмены допускают ошибки при прохождении маршрута, то они зарабатываютштрафные очки. Большинство соревнований проводятся по правилам Международной федерации конного спорта (ФЕИ) со следующими установленными штрафами: Первое неповиновение или отказ = 4 штрафных очка, второй отказ — дисквалификация. Один сбитый барьер или одна и более ног в канаве с водой = 4 штрафных очка, превышение нормы времени = 1 штрафное очко за каждые 4 секунды сверх нормы. Во время перепрыжки каждая секунда сверх нормы времени наказывается одним штрафным очком.
Виды конкура:
«Свой маршрут» — участникам разрешается создать свой маршрут из всех предложенных организаторами препятствий.
«Зеркальный» — данный вид конкура можно связать с игрой на выбывание. Две пары (всадник и лошадь) одновременно проходят одинаковый маршрут на разных площадках. Пара, преодолевшая маршрут хуже — выбывает, а к лучшей паре выпускают следующего участника.
«По возрастающей сложности» — Конкур «по возрастающей сложности» проводится на маршруте с шестью, восемью или десятью препятствиями, которые постепенно усложняются.
«Охотничий паркур» — преодоление препятствий без обязательного маршрута. В регламенте соревновании указывают только количество и высоту препятствий, а последовательность их преодоления всадники выбирают сами.
«На стиль» — конкур, в котором баллы присваиваются по системе баллов, как в соревнованиях по выездке. Судьи оценивают как посадку и действия всадника, технику лошади, так и работу пары.
«Приближенно к норме времени» — конкур, в котором всадник должен показать самый близкий результат к заданной организаторами норме времени. «На мощность прыжка» — соревнования на мощность прыжка.
«Классический скоростной с перепрыжкой» — классический конкур предназначен для определения способностей лошади и всадника к преодолению препятствий. Учитывается чистота и резвость прохождения маршрута.
Конкурное поле:
По правилам FEI, площадь открытой арены для конкура должна быть не меньше 3200 кв. м. Одна из сторон арены не должна быть менее 40 метров, а другая менее 75 метров. В зимнее время соревнования проводят в манеже с песчаным покрытием, размер поля при этом не должен быть менее 20 метров в ширину и 30 метров в длину. Площадка для конкура обязательно должна быть ограждена, а препятствия расставлены таким образом, чтобы их преодоление было возможно при максимальном темпе бега лошади.
Виды препятствий и барьеров в конкуре:
Кавалетти (клавиши); чухонец; калитка; крестовина; шлагбаум; стенка; тройник; оксер; канава.
Экипировка и инвентарь для конкура:
Седло для конкура с укороченным стременем и луком; шпора; хлыст (длина не должна превышать 750 мм); шлем; редингот (может быть снят в случае хорошей погоды); белые бриджи, рубашка, галстук и сапоги или краги.
Судейство
Судейская коллегия для соревнований с числом участников не превышающим 120 человек, судятся тремя судьями. Если участников больше, то добавляется ещё один судья, а при превышении цифры в 200 участников жюри должно состоять из пяти судей. При наличии водного барьера выделяется дополнительный судья для этого препятствия.