В этот день в 1779 году во Владимирской губернии Указом Екатерины Второй учредили почту. Императрица рассмотрела это предложение на заседании наместнического правления.
Почтовые станции появились в Суздале, в Покрове, Вязниках, Гороховце, Александрове, Юрьеве, Меленках и в крупных селах. И направили туда по две обывательские лошади. Почтовых станций до Москвы было всего три.
В хрониках говорится, что на местах с исполнением указов не торопились, хотя ямщиков было достаточно.
К 1842 году почтовую контору расширили. А с открытием железнодорожного сообщения изменилась и форма почтовой связи.
ОСТАНОВКА "ПУШКИНСКАЯ"
Дом, где разместили почту появился во Владимире в 1792 году – именно в том году в него вселился его хозяин, Григорий Мещерягин, служивший управляющим имением графа Воронцова, владимирского губернатора (наместника) екатерининских времен в селе Андреевском. Строил Мещерягин свой дом долго, десять лет.
Для строительства привлекал крепостных графа, которые также строили и барскую усадьбу в Андреевском. За строительными работами в имении, а возможно, и по дому управляющего во Владимире, наблюдал архитектор Николай фон Берк.
А вот сам Мещерягин владел домом недолго – через несколько лет продал его почтово-телеграфному ведомству. В доме расположилась почтовая контора, рядом соорудили навесы для почтовых лошадей. Почта находилась здесь более ста лет, до 1918 года.
Так что этот дом повидал немало за историю своего существования. Представьте только, сколько известных соотечественников могли останавливаться здесь проездом или забирать корреспонденцию, письма, посылки… Пушкин, Салтыков-Щедрин, Герцен…
Сейчас дом Мещерягина нисколько не потерял своего «государственного значения» - в нем находится Общественная приемная Президента России Владимира Путина.
22 ЗВОНКИХ КОЛОКОЛЬЧИКА
А селились владимирские ямщики - в Ямщицкой слободе, протянувшейся вдоль дороги на Москву. Сейчас это проспект Ленина (бывшая Ямская улица) и улица Ново-Ямская.
Не каждый мог стать ямщиком, но только тот, кто "животом прожиточен", то есть довольно состоятельный крестьянин. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских.
А какая Слобода без станционного дома и станционного смотрителя?
1848 год. В то время, как следует из архивных документов, Владимирская почтовая станция, находившаяся в ведении Владимирской губернской почтовой конторы, была отдана в трёхлетнее содержание по контракту, заключённому во Владимирской казённой палате с крестьянами Ямской слободы. Станция помещалась в доме, нанятом у купца 3 гильдии Осипа Михайловича Петровского.
Почтовая станция в Слободе состояла из таких построек: сам станционный дом, три флигеля, конюшня, амбар. Дом был в три комнаты - для проезжающих: отдохнуть, чай попить. Мебель, как пишется в отчете, «чистая»: 5 диванов, 22 стула, 8 столов и 3 зеркала.
В первом флигеле - две комнаты. В одной размещался станционный смотритель. В 1848 году им служил Василий Сергеевич Лужниковский, сын московского дьячка. Во второй комнате отмечали «подорожные», то есть то была своего рода канцелярия.
В других флигелях размещались ямщики. По контракту их должно было быть 15, а на самом деле оказалось больше - 22 человека. Среди ямщиков трое Меновых, трое Шпагиных – ямской промысел был семейным.
Конюшня на станции - на 100 лошадей. В амбаре: фураж и сбруя. В общем, все оказалось в должном порядке, когда в январе 1848 года сюда прибыл с проверкой губернский почтмейстер. Именно благодаря его въедливости (а также сохранившимся документам) мы сейчас и можем узнать все эти подробности и про конюшню, и про зеркала.
44 свежие почтовые лошади готовы были мчаться в дорогу. Фельдъегерская бричка правительственной связи - тоже в полной готовности. Летние повозки вычищены, в наличии и 22 зимние повозки с кибитками. И одежда на всех ямщиках форменная, тёмно-зелёного сукна. Армяки, знаки на рукавах, шапки и кушаки, рукавицы - всё справно.
И колокольчик под дугой обязателен. Таковых на Владимирской почтовой станции хранилось 22. Все, как отметил проверявший чиновник, звонкие.
"Весьма полезно было бы, если окажется возможным, обязать почтосодержателей иметь при станции солнечные часы". Вот, пожалуй, единственное замечание. В станционном доме солнечных часов не было. Такая вот маленькая подробность дошла до нас. Ну, не было часов, и не было. Зато какая гоньба!
«СТОЯНКА КАБРИОЛЕТА НА СТАНЦИИ ВЛАДИМИР - 30 МИНУТ»
О ямщицкой гоньбе ходили легенды и песни складывались: «Ямщик, не гони лошадей…», «Только версты полосаты попадаются одне…», «Гони, ямщик, гони скорей»… А насколько быстро ездили?
Узнаем об этом из «Почтового дорожника Российской Империи» за 1901 год. Параграф 11 определяет правила для проезжающих на почтовых лошадях.
Скорость езды по шоссе - 12 верст в час. По обыкновенной грунтовой дороге – 10 верст в час. Это летом и зимой, а весной и осенью, в распутицу – по 8 верст в час. Верста – это чуть более нынешнего километра, 1055,8 метра.
Таковы были правила. Нарушали ли их? Вопрос, пожалуй, риторический. Впрочем, фельдъегерская езда (читай: правительственная) была более быстрой. Ямщику, если он вез курьера-фельдъегеря со срочной почтой, разрешалось разгоняться до 15 верст по шоссе и по 10 верст на грунтовке во всякое время года. А то и столь поспешно, «сколько сие будет возможно». Лишь бы не перевернуться. И только бы лошади не понесли…
Брички, кареты, кабриолеты, коляски… Кстати, из Москвы в Нижний Новгород «ходил» кабриолет: по понедельникам, вторникам и четвергам. Вез почту и пассажиров. Отправлялся из Москвы в 5 часов пополудни, во Владимире останавливался на 30 минут. За сколько времени могли домчаться из Москвы до Нижнего? Судя по расписанию из 1842 года, время в пути: 1 сутки, 15 часов и 15 минут.