Продолжаем тему советско-прибалтийской синтипоп-музыки. На этот раз разговор пойдёт о весьма интересном, но многими забытом сабже — литовской группе «Арго» (Argo).
Коллектив был основан в 1979 году и стал первым в СССР, исполнявшим электронную музыку. В состав вошли музыканты оркестра Каунасского государственного музыкального театра. По утверждениям художественного руководителя группы, композитора Гедрюса Купрявичюса, преобладание электроники в творчестве группы было связано с желанием музыкантов «освоить и художественно осмыслить возможности современных музыкальных инструментов».
«Нам доверено практическое испытание модели нового электронного органа "Вильнюс-5". Мы убеждены в перспективности этого инструмента. Группа участвует в отдельных спектаклях музыкального театра, подготовила театрализованный концерт "Узри на дне колодца небо"».
Несмотря на сравнительно короткое (семилетнее) время своего существования, коллектив записал достаточное количество композиций, позволяющих по достоинству оценить талант Купрявичюса как композитора и аранжировщика, технику исполнения музыкантов и в целом проделанный эксперимент как удавшийся. Для каждого из альбомов характерно синтетическое звучание с ярко выраженной экспериментальностью, практически все композиции характеризуются сложной структурой и нестандартной фактурой, что выдаёт высокий профессионализм «аргонавтов».
Дискофония (Discophonia)
Первая пластинка «Дискофония» была записана в 1980 году и включала в себя семь треков общей длительностью около 40 минут. Её название, по признанию Купрявичюса, отражает два музыкальных слоя, лежащих в основе альбома. Первый («диско»), представленный на стороне «A», включает в себя энергичные диско-мотивы. Немалая роль отводится звучным ударным битам, акцентированным басам и электрогитарному звучанию. Второй слой («фония»), представленный на стороне «B», отличается более интеллектуальной, местами даже психоделичной, фактурой. Инструментальный состав здесь тот же, однако больший упор идёт на синтезаторы, по большей части и создающие атмосферность композиций.
Альбом полностью выдержан в жанре синти-поп.
Свет (лит. Šviesa)
Второй альбом, записанный в 1981 году, отличается от дебютного, во-первых, стилевой целостностью, а во-вторых, более роковым звучанием. В целом оставаясь в русле электронного направления, коллектив Купрявичюса здесь сместился в сторону синти-рока.
Ведущая роль, как и в первом альбоме, отводится синтезаторам, более того, посредством электрооргана достигнуто весьма психоделическое звучание, что делает многие композиции близкими к жанру прогрессивного и психоделик-рока. Немалую роль в создании фактуры играют и электрогитары, звучание которых здесь, в отличие от «Дискофонии», не сведено лишь к классическому эстрадному, а местами напоминает блюзовое, и впервые используется овердрайв. Ударные биты — чёткие и ритмичные.
Земля Л (лит. Zeme L)
Третий альбом, записанный «аргонавтами» в 1985 году, представляет собой, с одной стороны, возвращение группы к своим синтипоп-истокам, а с другой, новый эксперимент, на характер которого намекает ещё название пластинки — «Земля Л». Представленные шесть треков являют собой народные мотивы в синти-обработке. Однако и здесь звучание сложно назвать рафинированным для данного направления.
Характерной стилевой чертой альбома является преобладание синтезаторных партий, включая ударные, и с этой точки зрения представленные композиции вполне укладываются в каноны жанра синти-поп. Кроме того, в значительной мере присутствует импровизационность, отдалённо напоминающая джазовую. Примечательно также типично-блюзовое звучание электрогитары во всех композициях. Эти элементы вкупе с синтетическим фоном создают определённую, ни на что не похожую, фактуру.
Особенно интересен последний трек («Песня 2»), практически весь представляющий из себя электрогитарное соло с характерно-джазовым звучанием и медленным, лишённым чёткого ритма мотивом.
Послушать весь альбом «Земля Л» можно здесь.
* * *
По некоторым данным, группа «Арго» выпустила также альбом с загадочным названием «Курган», однако, судя по всему, он отсутствует в свободном интернет-доступе, поэтому официальная дискография советско-литовского коллектива исчерпывается лишь тремя вышеуказанными пластинками.
Приятного прослушивания!