Найти тему
Метродетали

Почему в метро так мало мраморных полов?

Мрамор — не что иное, как перекристаллизованный известняк, а различные включения делают сорта этого камня, добытые на разных месторождениях, неповторимыми. «Мягкий» камень, который с античных времён любят скульпторы, — отличный выбор для того, чтобы облицевать путевые стены или колонны станций, но для пола его почти не применяют. Правда, в московском метро есть несколько исключений.

Архитектор Алексей Душкин использовал для пола открытой в 1938 году «Маяковской» мрамор сразу трёх сортов: узбекский светло-бежевый и светло-серый «газган», грузинские «салиети» (красный, средняя часть центральной дорожки, полосы вдоль колонн и некоторые квадратики внутри рамок) и тёмно-оливковый «садахло» («кайма» центральной дорожки и рамки-квадраты по бокам). Названия сортов даны по месторождениям, где добывали камень.

«Маяковская»
«Маяковская»

Когда станцию начали реставрировать, мраморный пол, который весь покрылся выбоинами и неровностями, поначалу решили заменить на гранитный, устойчивый к истиранию. Даже успели сделать участок возле нового выхода, который открыли в 2005-м.

Надзиравший за реставрацией станции главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков тогда заявил «Вечерней Москве»:

На «Маяковской» пол изначально выстелен мрамором, но этот камень очень быстро истирается, уже дважды был заменён. Теперь мы идём на то, чтобы сделать пол гранитным. Ищут камень не только у нас, но и в Италии, в других местах. Вчера смотрел пробный участок. От души отлегло. Великолепно получается. Орнамент и замысел Душкина будут повторены лучшим образом. Мы пришли к тому, чтобы на всех станциях метро полы сделать гранитными.

Повторить «лучшим образом» не вышло. И хорошо, что опомнились: стало понятно, что облик памятника архитектуры с таким полом сильно исказится. Поэтому шероховатым светло-серым гранитом заменили лишь полосы асфальта по краям перрона.

В итоге пол полностью поменяли, использовав те же сорта, что и в 1938-м, но исказили раскладку мраморных плиток (подробнее об этом можно почитать у Натальи Самовер).

Также мрамор задействовали при оформлении полов на «Новокузнецкой» (1943, Иван Таранов, Надежда Быкова) и глубокой «Смоленской» (1953, Игорь Рожин, Г. Яковлев). И там и там светлый камень оттеняет основное тёмное покрытие.

Снова мрамор появился на перронах «Тургеневской» (Иван Таранов, Юрий Вдовин, Ираида Петухова) и «Октябрьского поля» (Нина Алёшина, Л. Зайцева), открытых в 1972 году. На первой, пересадочной, мрамор сильно истёрся, его заменили на квадраты серого гранита. Зато на второй пол, выложенный газганским мрамором и розовыми дорожками из «буровщины», остался.

«Октябрьское поле»
«Октябрьское поле»

Кроме того, мраморное покрытие до сих пор можно увидеть в нижнем распределительном зале северного выхода с «Китай-Города» (1971, архитекторы вестибюля — Иван Таранов, Ираида Петухова).

Дмитрий Гончарук