Северная железная дорога – самая длинная из всех «чугунок» России. Протяжённость железнодорожных путей — 5956 км. Это даже больше чем, протяжённость железной дороги от Москвы до Улан-Удэ (5609 км). Дорога проходит по территории Ярославской, Вологодской, Архангельской, Костромской, Ивановской, Кировской, Владимирской областей и Республики Коми, а также по малой части Ямало-Ненецкого АО (ветка Чум – Лабытнанги) и небольшой части Тверской области («плечо» Сонково – Пищалкино).
Магистраль была образована постепенным объединением разных железных дорог.
В этой статье, познакомимся с историей Северной железной дороги.
I. Москва – Сергиев Посад – Ярославль (Московско-Ярославская железная дорога).
История Северной железной дороги берёт начало со второй половины XIX века, со строительства ветки на Сергиев Посад и Ярославль.
В мае 1859г. в российских газетах появились заметки, что для устройства сообщения от Москвы до Троице-Сергиева Посада учреждается «Общество Московско-Троицкой железной дороги». Главным учредителем Общества, являлся Иван Федорович Мамонтов. Организатором строительства дороги стал Фёдор Васильевич Чижов – профессор Московского государственного университета, занимавшийся проблемами железнодорожного транспорта.
Ровно через год началось строительство участка дороги от Сергиева Посада, в котором участвовало более 6 тыс. рабочих. Был построен соединительный путь с Нижегородской железной дорогой. 18 августа 1862г. официально было открыто движение поездов. На пути от Москвы до Сергиева Посада было всего четыре промежуточных станции: Мытищи, Пушкинская, Талица (с 1904г. - Софрино) и Хотьково. Далее произошли финансовые трудности, и работы по строительству дороги на Ярославль были прекращены.
В 1868г. строительство железной дороги до Ярославля возобновилось. Однако через год умирает Иван Мамонтов, а пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги занял его младший сын Савва.
18 февраля 1870г. из Москвы в Ярославль прибыл первый поезд. Движение составов осуществлялось немецкими паровозами «Борзиг».
Спустя 7 лет было открыто движение до Костромы.
Современный вокзал.
Таким образом, новая железная дорога связала Москву с Верхним Поволжьем, что способствовало промышленному развитию данных городов.
II. Ярославль – Вологда – Архангельск (Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога).
24 июня 1870 г. была разрешена постройка на средства Общества Московско-Ярославской железной дороги узкоколейной линии от Ярославля до Вологды.
Строительство дороги осуществлялось в два этапа. Первая очередь до Данилова, протяженностью в 61,5 версты, была сдана в эксплуатацию 8 января 1872 года. Строительные работы на участке от Данилова до Вологды, протяженностью в 129 вёрст, продолжались вплоть до 20 июня 1872 г. В этот день дорога вступила в строй, и на ней началось движение. В 6 часов утра из Ярославля отправился первый пассажирский поезд со 112 пассажирами и в тот же день вечером прибыл в Вологду. С этим поездом приехал главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги С.И. Мамонтов, главный инженер Чижов и строители.
2 декабря 1893 г. председатель правления Общества Савва Иванович Мамонтов обратился к министру финансов Сергею Юльевичу Витте с ходатайством о продолжении строительства линии до Архангельска:
«Линия Вологда — Архангельск будет проведена к старинному порту на Белом море; даст возможность доставлять хлеб из волжских пристаней и складов к Архангельску в течение целого года, регулируя таким образом цены на этот предмет в значительной полосе, занимающей самую средину всего северного края. Она будет содействовать развитию всех видов промыслов, доступных северному краю, доставляя их произведения к Москве и примосковному фабричному району весьма прямым путем и к Петербургу через Рыбинск или Москву».
Ходатайство было удовлетворено.
Железная дорога Вологда — Архангельск, тоже узкой колеи, была открыта в 1898г. На широкую колею, линия была перешита в 1914г.
Продолжение во второй части.