Найти тему
Рюкзак туриста

Из Москвы на Север, более 150 лет назад потянулся великий рельсовый путь. Часть первая.

Северная железная дорога – самая длинная из всех «чугунок» России. Протяжённость железнодорожных путей — 5956 км. Это даже больше чем, протяжённость железной дороги от Москвы до Улан-Удэ (5609 км). Дорога проходит по территории Ярославской, Вологодской, Архангельской, Костромской, Ивановской, Кировской, Владимирской областей и Республики Коми, а также по малой части Ямало-Ненецкого АО (ветка Чум – Лабытнанги) и небольшой части Тверской области («плечо» Сонково – Пищалкино).

Тепловоз 2ТЭ10У с нефтеналивным поездом на ст. Печора, респ. Коми. Источник: https://trainpix.org/photo/119570/
Тепловоз 2ТЭ10У с нефтеналивным поездом на ст. Печора, респ. Коми. Источник: https://trainpix.org/photo/119570/

Магистраль была образована постепенным объединением разных железных дорог.

Схема Северной железной дороги. Источник: https://w512.ru/vokzal/severnaya_rzd.html
Схема Северной железной дороги. Источник: https://w512.ru/vokzal/severnaya_rzd.html

В этой статье, познакомимся с историей Северной железной дороги.

I. Москва – Сергиев Посад – Ярославль (Московско-Ярославская железная дорога).

История Северной железной дороги берёт начало со второй половины XIX века, со строительства ветки на Сергиев Посад и Ярославль.

В мае 1859г. в российских газетах появились заметки, что для устройства сообщения от Москвы до Троице-Сергиева Посада учреждается «Общество Московско-Троицкой железной дороги». Главным учредителем Общества, являлся Иван Федорович Мамонтов. Организатором строительства дороги стал Фёдор Васильевич Чижов – профессор Московского государственного университета, занимавшийся проблемами железнодорожного транспорта.

Фёдор Васильевич Чижов. Фото из открытых источников.
Фёдор Васильевич Чижов. Фото из открытых источников.

Ровно через год началось строительство участка дороги от Сергиева Посада, в котором участвовало более 6 тыс. рабочих. Был построен соединительный путь с Нижегородской железной дорогой. 18 августа 1862г. официально было открыто движение поездов. На пути от Москвы до Сергиева Посада было всего четыре промежуточных станции: Мытищи, Пушкинская, Талица (с 1904г. - Софрино) и Хотьково. Далее произошли финансовые трудности, и работы по строительству дороги на Ярославль были прекращены.

В 1868г. строительство железной дороги до Ярославля возобновилось. Однако через год умирает Иван Мамонтов, а пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги занял его младший сын Савва.

Савва Иванович Мамонтов. Фото из открытых источников.
Савва Иванович Мамонтов. Фото из открытых источников.

18 февраля 1870г. из Москвы в Ярославль прибыл первый поезд. Движение составов осуществлялось немецкими паровозами «Борзиг».

Паровоз "Борзиг" 1869 г.в., изготовленный специально для Московско-Ярославской железной дороги. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?style=7&t=10217&start=40
Паровоз "Борзиг" 1869 г.в., изготовленный специально для Московско-Ярославской железной дороги. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?style=7&t=10217&start=40

Спустя 7 лет было открыто движение до Костромы.

Современный вокзал.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Таким образом, новая железная дорога связала Москву с Верхним Поволжьем, что способствовало промышленному развитию данных городов.

II. Ярославль – Вологда – Архангельск (Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога).

24 июня 1870 г. была разрешена постройка на средства Общества Московско-Ярославской железной дороги узкоколейной линии от Ярославля до Вологды.

Узкоколлейный паровоз "Борзиг" 1880 г.в., изготовленный специально для железной дороги Ярославль - Вологда. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?style=7&t=10217&start=40
Узкоколлейный паровоз "Борзиг" 1880 г.в., изготовленный специально для железной дороги Ярославль - Вологда. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?style=7&t=10217&start=40

Строительство дороги осуществлялось в два этапа. Первая очередь до Данилова, протяженностью в 61,5 версты, была сдана в эксплуатацию 8 января 1872 года. Строительные работы на участке от Данилова до Вологды, протяженностью в 129 вёрст, продолжались вплоть до 20 июня 1872 г. В этот день дорога вступила в строй, и на ней началось движение. В 6 часов утра из Ярославля отправился первый пассажирский поезд со 112 пассажирами и в тот же день вечером прибыл в Вологду. С этим поездом приехал главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги С.И. Мамонтов, главный инженер Чижов и строители.

Первый поезд прибыл в Вологду.  Источник: Книга "От Москвы до Заполярья".
Первый поезд прибыл в Вологду. Источник: Книга "От Москвы до Заполярья".

2 декабря 1893 г. председатель правления Общества Савва Иванович Мамонтов обратился к министру финансов Сергею Юльевичу Витте с ходатайством о продолжении строительства линии до Архангельска:

«Линия Вологда — Архангельск будет проведена к старинному порту на Белом море; даст возможность доставлять хлеб из волжских пристаней и складов к Архангельску в течение целого года, регулируя таким образом цены на этот предмет в значительной полосе, занимающей самую средину всего северного края. Она будет содействовать развитию всех видов промыслов, доступных северному краю, доставляя их произведения к Москве и примосковному фабричному району весьма прямым путем и к Петербургу через Рыбинск или Москву».

Ходатайство было удовлетворено.

Железная дорога Вологда — Архангельск, тоже узкой колеи, была открыта в 1898г. На широкую колею, линия была перешита в 1914г.

Продолжение во второй части.