Сегодня предлагаю обратить свой взгляд на Китай. Нет, не тот, который нам показывали в фильме «Великая стена» - это фантастическое прошлое. И не тот, который мы можем видеть в выпусках новостей с чудовищной загазованностью Пекина и загрязнением Янцзы – это реальное настоящее.
Предлагаю посмотреть на будущее Китая.
Будущее, которое рисует в своих романах новая звезда фантастического жанра – китайский писатель Лю Цисинь. Впрочем, национальность его – не более чем штрих на картине. Ведь, как и любому писателю, ему легче писать о том месте, где он вырос и живет. Привычный фон упрощает муки творчества и дает простор фантазии. Которая впоследствии уже набирает силу и приобретает масштаб. И это хорошо.
В трилогию Лю Цисиня входят три произведения: «Задача трёх тел», «Тёмный лес» и «Вечная жизнь смерти». В ссылках - бесплатные фрагменты книг. Картинки с книгами не связаны - только фон.
В них рассказывается, как человечество столкнулось с инопланетными захватчиками, и что из этого получилось. Трилогия получилась неоднозначной, в ней есть свежие идеи, но также есть различные минусы, характерные как для современной фантастики в целом, так и для книг Лю Цисиня в частности. Вот о них-то (плюсах и минусах) и хочу поговорить, не особо внедряясь в саму историю.
В 2015 году первая книга цикла получила премию «Хьюго», как лучший фантастический роман года.
Чем же так поразил роман?
Некоторые считают, что на Западе книга стала популярной из-за обзора малоизвестных исторических событий и демонстрации репрессий тоталитарного режима. Мол, мало экзотики такого уровня смогло пробраться через засилие англоязычных авторов. Не исключаю.
Но однако первое, что расстраивает при прочтении – полное несоответствие реальной истории Культурной революции тем событиям, что описаны в книге. Всё по классике, продиктованной правящим слоем. Злобные хунвейбины расстреливают несчастную интеллигенцию просто потому, что первые – это кровавые упыри, а вторые – свободолюбивые герои. Вот и получается, что здесь Лю Цисинь четко следует партийной указке, ведь цензуру на плошади Тяньаньмэнь никто не отменял. А не следуй он ей – никто бы за рубежом так и не узнал бы маленького, но талантливого китайского писателя.
Всем, кто хотел почитать книгу исключительно ради китайского колорита, важно знать, что Лю Цисинь постепенно уходит от национальной аутентичности. В первом романе действия происходят исключительно в Китае, но позже в процесс вовлекается весь мир. И вот это - тоже хорошо, потому что это все же фантастика, а не партийная история.
Идея цикла – война ради войны
Сама идея «тёмного леса», объясняющая парадокс Ферми, интересна, но она не бьётся с логикой развития цивилизаций. Да, в системе трёх солнц никто не хотел бы жить, а гуманоиды стремились бы переселиться на более уютные планеты. Но зачем ради этого уничтожать другую жизнь?
Нет, привычные по множеству книг «злые» инопланетяне внезапно и бесповоротно решают подвергнуть человечество геноциду. Уничтожить самую большую ценность во Вселенной – жизнь. Не поговорить, не открыть доступ в космос, не превратить в помощников, рабов наконец – просто стереть.
Наша система вполне может вместить ещё сотню-другую цивилизаций. Ресурсов для этого предостаточно. Есть несколько планет, состоящих из воды, есть метановая планета Титан, имеются Венера и Марс – отличные кандидаты на терраформирование. Места всем хватит! Мы даже КПД нашей планеты не повысили до максимума из-за отсталости технологий и общества. Дайте нам их - мы будем век благодарны.
Да, потом все равно подгадим, но ведь это будет потом...
Впрочем, идея конфликта межзвёздных цивилизаций из-за ресурсов устоялась в мировой литературе, так что к ней можно отнестись снисходительно. Да, боевые действия и экшн – заведомо интереснее читать, чем историю о миролюбивых переговорах. И тут Цисинь идет на поводу тренда.
Идея «тёмного леса» любопытна, но есть гораздо более убедительные теории, объясняющие парадокс Ферми. Да и нечто подобное уже давно писал Лем. Скоро о его творчестве на канале планируется публикация – так что подписывайтесь, чтобы не пропустить.
А почему бы не придумать что-то новое?
Мораль и размышления о разумной жизни имеются. И это могло бы порадовать, если бы мысли были обоснованными. Идея, что человек человеку волк, не нова. И в размер галактики её тоже возводили (тот же Лем). Но гораздо больше претензий не к новизне, а к самим мыслям. Ведь, цивилизации создаются на объединении разумных существ, а не на конкуренции.
Почему бы инопланетянам не воевать с человечеством, а заключить с ними союз для освоения всей Солнечной системы и близлежащих звёзд? Неужели цивилизация, которая научилась лететь со скоростью света, не способна на колонизацию Европы, Марса или Титана?
Ещё Цисинь пытается размышлять о судьбе интеллигенции, которую не понимает общество (если их не понимают, то может это с интеллигенцией что-то не так?). Несчастные идеалисты страдают от невежества человечества (я тоже представитель пролетариата, то есть я такой же, ну спасибо товарищ Лю!). А в итоге представители страдающей интеллигенции начинают мечтать о гибели общества (вот тут-то я понял, почему расстреливали интеллигенцию все, кто не интеллигенция).
Лично я в этой книге увидел не глубокие философские мысли, а страхи, жадность и глупость идеалиста, для которого гораздо важнее отнять у соседа, нежели объединиться с ним и работать вместе, чтобы обоим стало лучше.
Сюжет
Да, сюжет по-настоящему интересен, есть сильные места и неожиданные повороты. Действительно, если и читать зачем-то трилогию, то только ради сюжета. Первая книга может показаться скучной, но к концу будет настолько сильный поворот, что он способен поменять отношение ко всему произведению.
Второй роман самый интересный, в нём наибольшее количество неожиданностей, а ещё раскрывается главная идея «тёмного леса». Третья книга – это скорее спин-офф, который развивается параллельно сюжетам первых двух частей.
Однако и тут не обошлось без минусов. Во-первых, местами сюжет откровенно затянут. Первый роман идёт сложнее всего. Книга читается с трудом и лишь в конце становится интересно. Во-вторых, некоторые сюжетные линии явно лишние, а другие, наоборот, не раскрываются в должной мере, обрываются или «сдуваются».
И всё же, несмотря на недостатки, именно сюжет даёт трилогии основную ценность, ради которой стоит почитать произведения.
Это научная фантастика?
Научность оставляет желать лучшего. Конечно, мало какая фантастика в последнее время строго соблюдает это правило. Во-первых, наука стала слишком сложной, во-вторых, она однозначно сказала, что полёты между звёздами гораздо сложнее, чем это казалось ранее. Сейчас в моде космические оперы, где соблюдается наукообразность речей, но не более того.
Казалось бы, что трилогия Лю Цисиня внесёт в это болото новый островок научности. Но чуда не случилось. Серия романов началась как вполне твёрдая научная фантастика. Но чем дальше, тем сильнее она скатывалась в типичную космическую оперу. Кому-то это понравится, но всем просто нужно быть готовым к этому.
Можно сказать, что трилогия находится где-то посередине между космической оперой и твёрдой научной фантастикой.
Герои
Персонажи – это отдельная проблема эпопеи. Во-первых, они плоские, во-вторых, практически ни у кого не проработана мотивация. Большая часть героев остаётся прежней на протяжении всей трилогии. О дуге характера Лю Цисинь видимо никогда не слышал. Причём это проявляется также в нежелании персонажей учиться на ошибках.
Отдельно хочется отметить наивность и крайнюю глупость некоторых героев. Да, там есть хитрые персонажи, вроде Ло Цзи. Но остальные, видимо, являются реинкарнациями персонажей из «Сумерек». Особенно Чэн Синь, которая по праву заслужила 3-4 премии Дарвина, благодаря своей тотальной глупости и неспособности к самообучению.
Персонажи – это одно из самых слабых мест в данном произведении.
Китайский менталитет
Слог и китайский колорит – это ещё один повод почитать трилогию. Но и тут есть плюсы и минусы. Во-первых, люди в книге разговаривают абсолютно не по-человечески. Наивность и высокопарность – яркая стилистическая черта. Кроме того, текст отличается цветистостью и разнообразными описаниями.
В первой книге китайского колорита особенно много. В частности, в «Задаче трёх тел» масса различных отсылок к китайской философии и культуре. Впрочем, по тексту видно, что Лю Цисинь знаком со многими произведениями современной западной научной фантастикой.
Трилогию стоит почитать ради интересного китайского способа повествования.
Мой личный вывод
Трилогия явно переоценена, в ней есть интересные идеи, но и минусов предостаточно. В целом - романы являются качественной переработкой давно использованных в западной фантастике идей. Автор хорошо знаком с творчеством признанных Мастеров научной фантастики, умело переработал их произведения.
Хотя, конечно, встречается и некоторая новизна. Но в своей большей части она все же связана с непривычным для нас китайским антуражем. И, будь этот роман написан кем-то с теми же американскими корнями и в главных героях будь записан Джон Доу - абсолютно не факт, что романы получили бы такую популярность.
Немного из комментариев:
Алексей Доронин, автор цикл книг "Черный день", опубликовал на своей странице СамИздата эссе по вопросу "темного леса".
Некоторые комментаторы рекомендуют не читать, а слушать - якобы, становится значительно интереснее.