Попытаюсь тезисно описать инвестиционную среду в российской киноиндустрии с указанием существующих проблем для инвесторов, моё видение решения этих проблем и предложу первый конкретный проект.
Изучив инвестиционную среду в киноиндустрии России я пришёл к однозначному выводу, что так называемые "лидеры индустрии", это довольно узкий круг кинопроизводителей, получающих финансирование от Фонда кино http://www.fond-kino.ru/news/spiso…
убивают частное инвестирование в российское кино. Мои выводы основаны на изучении публичных данных об участии частных инвесторов в кинопроектах, на личном общении с этими инвесторами и моей осведомлённости о «правилах игры» сформировавшихся в российской киноиндустрии.
Сейчас в России, кино, снимают преимущественно на невозвратные деньги минкульта, фонда кино или телеканалов. Когда продюсеры привлекают эти деньги в качестве стартовых, то уже под них ищут любые дополнительные инвестиции, чтобы умышленно завысить производственный бюджет проекта и как можно больше средств аккумулировать в проект до начала производства. То есть, когда они привлекают деньги инвестора, они уже за ранее знают, что инвестор даже их не вернет, не говоря о прибыли! Потому что российские продюсеры "зарабатывают" не с проката, а распиливая ту сумму, которую удалось собрать в качестве бюджета фильма. Туда же они интегрируют спонсорские (отмывочные от бизнеса за откат средства), деньги за продактплейсмент и т.д.
С точки зрения бизнеса и инвестирования, эта схема порочна изначально! Именно поэтому за 20 последних лет все благие начинания частных инвесторов вложиться в кинобизнес в России оборачивались убытками. Якобы для всех, но на самом деле только для инвесторов. Поскольку "все остальные участники проекта", на разных этапах заработали, поделив собранную сумму производственного бюджета на этапе производства.
Сейчас российское кино приносит убытки частным инвесторам, не смотря на то, что средний российский фильм может собрать в российском кинопрокате 100+ млн рублей, даже без расходов на рекламу, которые в той схеме тоже включают в бюджет фильма и пилят по тому же принципу. При этом, есть российские фильмы собирающие и 0,5 млрд и миллиард рублей в Российском прокате. Но их завышенный производственный бюджет и правила рынка, где кинотеатр забирает 50%, прокатчик 10-15% от кассовых сборов, не позволяют продюсерам и их инвесторам даже «выйти в ноль». К тому же, обычно очередность возврата средств инвестора и его прибыли не первоочередная, из-за наличия кредитов, частичных возвратов в бюджет, прочих приоритетных выплат.
Таким образом, очевидно, что частного инвестора продюсеры попросту обманывают, не ставя для себя целью дальнейшую совместную работу конкретно с этим инвестором и дальнейшее взаимовыгодное развитие в индустрии кино. Поскольку формально всё выглядит как стечение обстоятельств, свойственных индустрии, в которых проигравшими выглядят все. Но продюсеры заработали, а инвестор нет!
Это правда, что невозможно предсказать или рассчитать коммерческий успех кинопроекта, находящегося в разработке или в производстве. Можно попытаться спрогнозировать его прибыльность, но лишь в пределах необходимых минимальных требований по бюджету проекта, основанных на статистических данных о производственных бюджетах и кассовых сборах аналогичных фильмов в прошлом.
Отдельной темой является неумение российских продюсеров работать эффективно, даже в рамках тех средств, которые они оставляют из сформированного производственного бюджета фильма непосредственно для производства! В буквальном смысле «носят воду в решете». Это я проверял лично работая в продюсерских группах четырёх крупных российских проектов. Поскольку рынок кинопродакшенов в россии очень и очень тесен, а я работал с лидерами индустрии, то очевидна проблема в организации эффективного производства и управлении проектами в целом по стране. Об этом я могу рассказать отдельно.
На этом этапе можно сформулировать следующие проблемы в инвестировании кино:
- российские продюсеры заведомо обманывают инвесторов.
- российские кинопродюсеры не умеют работать эффективно.
Что я могу предложить?
Первое и самое главное, это необходимо полностью отказаться от работы с невозвратным финансированием кинопроектов! Если мы говорим о построении эффективной работы в бизнесе, то все привлекаемые средства должны быть на возвратной основе и приносить прибыль для всех участников проекта.
Разумеется, это не относится к профильным невозвратным средствам, привлекаемых через спонсорские пакеты, продактплейсмент и участие международных профильных фондов.
Невозможно говорить о развитии индустрии, если она даже на дотациях является убыточной.
Второе. Необходимо отталкиваться от «ёмкости рынка», чтобы на привлекаемые возвратные средства производить контент, стоимость которого, при существующих средних показателях кассовых сборов в России и в мире, и правилах распределения этих сборов, будет позволять возвращать инвестиции в полном объёме и давать прибыть как инвестору так и продюсеру.
Сейчас, ситуация выглядит так, что лидеры индустрии по описанной выше технологии снимают фильмы с производственным бюджетом, для выхода «в ноль» которым просто не хватает кинопрокатного рынка России, при условии, что таких фильмов делается много, в масштабе одной страны.
Я планирую построить работу моей кинокомпании таким образом, чтобы производить контент для внутреннего российского рынка из расчета максимального производственного бюджета 10 млн рублей. В технически лёгких жанрах комедии, драмы и фильмов ужасов. Разумеется при сохранении необходимого технического и художественного уровня. При среднем и очень реальном уровне кассовых сборов внутреннего кинопрокатного рынка России, 100+ млн рублей, можно сделать такой расчет:
Производственный бюджет фильма: 10 млн рублей (инвестиции на возвратной основе +50% прибыли продюсера от реализации готового фильма)
Прогнозируемые кассовые сборы: 100 млн рублей
Из которых 50% забирает кинотеатр и 10-15% прокатчик (оптовик)
Остаток продюсера до возврата инвестиций:35-40 млн рублей
Возврат инвестиций в полном объёме: 10 млн рублей
Прибыль продюсерской группы: 25-30 млн рублей, которые делятся с инвестором 50\50
Данная схема может пересматриваться в части уменьшения суммы производственного бюджета по причине привлечения профильных невозвратных средств, описанных выше. Или увеличиваться при необходимости за счёт средств инвестора, но ориентируясь на прогнозируемый объём кассовых сборов будущего фильма, с серьёзным запасом допуска, чтобы не перейти убыточный максимум.
Для производства фильмов международного уровня на английском языке, преимущественно для мирового кинопроката, применяется та же схема, только за основу берётся средний уровень кассовых сборов в мире и пропорционально высчитывается максимальный уровень производственного бюджета в долларах США, на тех же условиях для инвестора или группы инвесторов, где прибыль будет разбиваться пропорционально.
Важно понимать, что я уже сейчас могу начать работу как над проектами для внутреннего российского рынка, так и для международного, основываясь на принципах эффективной организации кинопроизводства и прибыльности для всех его участников! Специалисты (непосредственные участники съёмочной группы и других вспомогательных отделов, таких как маркетинг, юристы, бухгалтерия) не являются проблемой и они могут работать и правильно и эффективно, важно уметь организовать их эффективную работу в соответствии с выбранной стратегией и принципами и добиться унификации команды, а я это делал и могу делать, принося прибыль инвесторам!
ЗЛОЙ РЕЖИССЁР | Юра Тепляков