22K подписчиков

И я так могу: самое большое заблуждение о наивном искусстве.

815 прочитали
Юрий Деев. дед от бабки ушел
Юрий Деев. дед от бабки ушел

Если на выставке попадается картина в стиле наив (да, том самом, который словно рисовали дети своими корявенькими ручками), потока претензий от случайных зрителей просто не миновать.

Что это за искусство? Мой сын лучше намалюет! Я и сам так могу! – приблизительный список реплик перед картиной, например, Юрия Деева, лучшего сибирского наивиста. Что отвечать таким вопрошающим? Напрашивается, конечно: Можете? Так идите и нарисуйте.

Юрий Деев. Дед с лестницей
Юрий Деев. Дед с лестницей

Но факт в том, что если этот самый зритель пойдет и нарисует, у него ничего такого не получится. Потому, что наивное искусство тоже создано по законам света, цвета и композиции, хоть на первый взгляд оно совершенно спонтанно.

Наивное искусство возникло как побочная ветвь примитивзма, т.е. примитивного искусства, в основе которого – упрощенность, утрированность форм. Оно воспринималось как искусство любителей, которые очень хотят, но не умеют рисовать согласно общим правилам перспективы и т.д. В манере детского рисунка они создавали картины и иллюстрации, которые на рубеже 19-20 веков были признаны еще одним стилем в изо.

Современные художники наива уж точно не имеют отношения к любительству, они осознанно переняли специфику наивного стиля, внесли в него авторские изменения и, вот уже много лет, успешно продают под знаком эксклюзива.

Елена Лихацкая. А на море корабли...
Елена Лихацкая. А на море корабли...

Наивное искусство может выглядеть забавно или нелепо, но это лишь поверхностное впечатление. На самом же деле в нем больше философии, чем в любом реалистическом изображении, ведь наив владеет ключом к шифрованию символов искусства в самых обыденных деталях.

Сюжеты, колорит, образы героев, жанровая составляющая – все как в любом другом стиле, то есть разнообразно и доходчиво. Кроме того, наив в числе современных арт-трендов, а значит, его вариации можно встретить в массовом искусстве и производстве.

Елена Лихацкая. Централ парк
Елена Лихацкая. Централ парк

Ведь не дети и не любители создают иллюстрации, принты, новых героев и т.д. Все это делают образованные, разносторонние художники, которым пришлось дополнительно учиться и практиковаться, чтобы подойти к такому непростому направлению, как наив. Потому что упрощать, оказывается, бывает очень и очень сложно.

Как смотреть наив? Как и любое другое искусство – вдумчиво, с принятием великого разнообразия. Для совершенно любого диалога с картиной необходима полная открытость предмету познания, со стереотипами и рамками восприятия ничего нельзя будет понять. Но если позволить наивному искусству оставаться в роли важного и серьезного произведения искусства, оно, может быть, раскроет свои самые неожиданные грани.