Найти тему
Спинто С Пинтой

Букварь С Пинтовны. Атака звука.

Привет, котаны! Вчера я погундела чуть-чуть, но канал закрывать пока передумала. Спросила у близких друзей в закрытых сториз в качестве голосовалки, за то, чтобы я не закрывала канал, проголосовало большинство. Так что, дорогие обиженные, невоспитанные и любители поругаться в комментариях, фигушки вам! А ещё я записалась на мастер-класс по наведению порчи по юзернейму... :)

Ну да ладно, перейду к анонсу новой рубрики канала.

Букварь С Пинтовны - рубрика, призванная поддержать культпросвет-идею канала и разъяснять музыкальные термины "для самых маленьких". Напомню, что я здесь - не за "чеканной монетой", а за труЪ-идеей.

Картинка, поржать. Этот язык не знаю, но перевести могу: "Ведьмаку-у заплати-ите чеканной моне-етой". Из присланного, ВКонтактного.
Картинка, поржать. Этот язык не знаю, но перевести могу: "Ведьмаку-у заплати-ите чеканной моне-етой". Из присланного, ВКонтактного.

Надеюсь, будет полезно.

Первая буква в алфавите - А. Значит, на повестке дня "А - атака звука".

Атака звука - начало звука. Атака звука касается абсолютно любых музыкантов: инструменталистов и вокалистов.

ЛеонидЭ "This is Spartaaa!" Демонстрирует атаку звука :)
ЛеонидЭ "This is Spartaaa!" Демонстрирует атаку звука :)

В инструментальной музыке атака бывает:

  • Мягкая (когда звук берется плавно и не, простите за каламбур, "атакует" ушки слушателя)
  • Жёсткая. Когда звук начинается резко.
Какая из этих атак правильная?

Любая. Так или иначе, любой музыкант-инструменталист должен уметь пользоваться как мягкой, так и жёсткой атакой звука. Зависит от контекста. В некоторых произведениях или кусочках произведений нужно заколачивать гвоздики, в некоторых нужны мягкие кисины лапки. Это - средства художественной выразительности.

Однако, бывает так, что в силу характера, темперамента и личностных особенностей тот или иной музыкант имеет склонность либо к жёсткой, либо к мягкой атаке. И это - тоже нормально.

В качестве примера привожу двух пианистов.

Денис Мацуев больше склонен к жесткой атаке, потому у него (хотя, опять же повторюсь, он умеет пользоваться и тем, и другим видом атаки) лучше звучит Бетховен, Первый концерт Чайковского и прочие произведения, где нужно яркое, сочное forte.

Денис Мацуев. Фото - classical music news
Денис Мацуев. Фото - classical music news

Николай Луганский же, в отличие от Мацуева, больше склонен к мягкой атаке, потому в его исполнении лучше звучит кантилена (перевожу: мимимишная напевность), а также всякий "нЭжный" романтизм первой половины 19-го века: Шопен, Мендельсон и т.д.

Николай Луганский. Фото - musicum pro
Николай Луганский. Фото - musicum pro

Атака звука у вокалистов.

Бывает:

  • Мягкая
  • Твердая
  • Придыхательная

Каждая из этих атак бывает средством выразительности. Однако, придыхательная атака (которая возникает в случае, когда между голосовыми связками проходит много воздуха и это слышно) может быть опаснее, чем твердая.

Мягкая атака у голоса, который формируется, считается правильной с точки зрения многих преподавателей вокала, однако, в силу особенностей учащегося она может получаться с большим напряжением и являться причиной "лажи" между нот по высоте тона. Поэтому Мануэль Гарсиа в своих книгах склонен наиболее правильной называть жесткую или твердую атаку.

***

Ладно, дорогие мои. На этом всё. Комментарии в своем блоге я пока не закрываю, но прошу быть вежливыми.

Спасибо, что читаете меня!

Искренне ваша,

Спинто С Пинтой.

ПыСы: есть, что сказать хорошее и доброе в комментариях? Говорите :).