В советское время этот вид спорта запрещали. Теперь о нем знают все.
« Керлинг — игра демократичная. Кроме ледовой полосы, которую в зимнее время можно залить на любой асфальтовой площадке, она не требует особого, специального снаряжения. Даже при нашем дефиците на что бы то ни было, метлу и щетку раздобыть пока проблемы не представляет. Что же касается биты, труд по ее изготовлению, безусловно, окупится удовольствием, полученным от этого оригинального, увлекательного и по-хорошему азартного состязания».
Сейчас читать эти строки смешно. Ироничный тон статьи, опубликованной в конце 1980-х годов в журнале "Наука и жизнь", намекает на то, что купить в хозяйственном магазине что-то кроме швабры проблематично, а биту предлагается изготовить самому, потому что искать в СССР промышленно изготовленный камень для керлинга просто глупо.
Об этой игре в последнее десятилетие существования Советского Союза наши СМИ писали, однако сам вид спорта находился под негласным запретом. Оказывается, партийные функционеры посмотрели: вот, есть камень, метлы какие-то… Да еще и страна происхождения керлинга — Великобритания (а точнее — Шотландия)... Определенно это буржуазный вид спорта, как гольф или крокет, а значит, чуждый советскому человеку.
Это и привело к тому, что в СССР о керлинге не знал практически никто. Недаром процитированная выше статья в «Науке и жизни» начинается со строчки: «Что такое керлинг? Ответить на этот вопрос не смогли даже специалисты Госкомспорта и Олимпийского комитета». И заголовок: «Керлинг — игра джентльменов».
В какой-то мере такое отношение к игре остается до сих пор. Если спросить людей, как играть в керлинг, вряд ли можно получить удовлетворительный ответ. Скорее всего человек пошутит, что в него, наверное, должны хорошо играть уборщицы, так как натирать пол шваброй — их прямая задача.
И лишь немногие знают, что смысл этой игры — попасть камнем точно в цель, расположенную на льду в нескольких метрах от старта. А «швабры» (щетки) предназначены для того, чтобы корректировать траекторию и скорость скольжения снаряда, создавая перед ним тонкую водяную пленку, уменьшающую его сцепление с поверхностью. Скорее всего, те, кто об этом знают, сами играют в керлинг (а в СССР, как мы убедились, даже в Госкомспорте не могли ответить, что он собой представляет).
Впрочем, не стоит думать, что эта игра пришла в Россию совсем недавно. Еще в Российской империи в конце XIX века она была популярна среди зарубежных дипломатов. В 1873 году, после первого матча по керлингу между сотрудниками британского и немецкого посольств в Москве, открылся филиал Королевского клуба керлинга Каледонии, который назывался «Королевский керлинг-клуб».
Чуть позже игра добралась и до Санкт-Петербурга, однако в матчах по-прежнему принимали участие только иностранцы — по крайней мере, ни одного члена клуба с русской фамилией в его списках не было. С началом Первой мировой войны о шотландской забаве забыли — не до того было. Потом последовали революция и гражданская война.
Как это ни странно, вспомнили об игре довольно скоро — в 20-х годах ХХ века. Тогда на Чистых прудах начали собираться новые, уже исключительно отечественные энтузиасты керлинга, гонявшие деревянную (а не каменную 20-килограммовую, как положено) биту по льду. Впрочем, закончилось все быстро — игра была признана буржуазной забавой, а с буржуями молодой советской республике было не по пути.
«В 1991 году группе петербургских энтузиастов пришла идея взломать это табу, — рассказывал вице-президент Федерации керлингистов России Константин Задворнов. — Интересно, что специальный инвентарь на первых тренировках отсутствовал, поэтому мы делали его из досок, чем немало удивили постоянных обитателей тренировочного катка в "Юбилейном". В декабре того же года зарегистрировали федерации керлинга Петербурга и России. В следующем году уже приняли участие в чемпионате Европы, хотя лавров, конечно, не снискали».
Задворнов, кстати, стал первым президентом ФКР — на этом посту он провел 15 лет. Тогда же, в 1991 году, была принята и программа развития этого вида спорта в России, и уже в конце года советские керлингисты наконец обзавелись профессиональным инвентарем.
Первый матч между двумя питерскими командами прошел осенью, но не в Северной столице, а за рубежом, на льду Гамбурга, в рамках Кубка гамбургского керлинг-клуба. Вскоре к Питеру присоединилась и Москва — первая секция керлинга открылась тут в 1992 году при спортклубе МАИ.
Это положило начало керлингу как профессиональному спорту в России. Успели как раз вовремя — в 1992 году Международный олимпийский комитет включил его в число олимпийских видов спорта, а первые состязания прошли на Олимпиаде в японском Нагано. Еще через год состоялся и первый чемпионат России по керлингу — опять же в Санкт-Петербурге, а Российская федерация керлинга вошла в Международную.
Российские спортсмены стали выступать на европейских и американских турнирах, и в 1998 году мужская сборная выиграла турнир категории Б на чемпионате Европы, а в 2006 году женская сборная завоевала золото этого турнира, что пока остается наилучшим достижением отечественных керлингистов. На Олимпиадах пока все не так хорошо — лучший результат показала сборная России на Олимпийских играх в Пхенчане в 2018 году: в дисциплине дабл-микст она завоевала бронзовую награду, обыграв сборную Норвегии со счетом 8:4.