20 подписчиков

Об изменившейся морали

383 прочитали

Мораль — штука крайне субъективная. Это слово происходит от латинского mores (общепринятые традиции, негласные правила) и обычно обозначает принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле и всяком таком прочем. Как легко понять из формулировки, у каждого общества — своя мораль, у каждого поколения — своя мораль, но не следует думать, что мораль есть у каждого человека — это уже личные убеждения, и не нужно их сюда вмешивать.

Мораль, она же нравственность, возникла сразу же с появлением человеков — а может, и ещё раньше, ещё у питекантропов. Изначально наука, искусство и религия были неразрывно связаны и назывались «представление о мире». Но потом они разделились, и на формировании моральных норм стала специализироваться религия в лице её служителей — жриц и жрецов, священников и монахов и т. п. Она сыграла большую роль в становлении морали. В основном табу и традиции появились в результате древних наблюдений о том, что хорошо для человека, а что плохо. Но впоследствии о первоначальной цели длиннющего списка различных следствий из жизненных наблюдений забыли и стали ограничиваться фразой «Так принято». В Торе, например, огромное количество различных советов на разные случаи жизни, и с ней до сих пор консультируются на тему того, что делать и как это делать правильно, в соответствии с традициями.

С появлением письменности многие люди, обладающие критическим мышлением, осмыслили то, что впитывали их предки как непреложную истину, и стали писать свои мысли на этот счёт — так появился древнеперсидский трактат о любви и войне, написанный царём своему сыну-оболтусу, так появилось очень много литературы о том, почему так заведено, что уже безнадежно устарело, ибо изменился мир, и что следует ввести нового. Если такие люди попадали к власти, они могли с одинаковым успехом уничтожить зловещий культ или напротив — но тут уже от человека зависит, а среди правителей было очень много таких людей, которые по любым понятиям должны гореть в аду уже за то, что при них невыносимо и несправедливо страдали люди (хотя это и современное нам мнение, с которым легко бы поспорил средневековый фанатик, сказав что всякая власть — от Бога, и если, мол, людям плохо — значит они грешны, и всё тут).

Зависела мораль от образа жизни (как говаривал ещё К. Маркс, «Общественное бытие определяет общественное сознание»). А поскольку общество развивалось, хозяйственная деятельность и отношения между людьми менялись — то менялась и мораль. Для современников постройки пирамид или крестовых походов наплевательство на права женщин, рабство, детоубийство, право первой ночи, каннибализм, расизм, эксплуатация детского труда (между прочим, стали запрещать только в XIX в.) и прочие неприглядные для нас вещи были вполне уместны.

Карл Маркс
Карл Маркс

Или семья. В старые времена считалось почётным, если у родителей множество детей (уже не говоря, что девочек можно выгодно выдать замуж и породниться с нужными людьми). В современности многодетные семьи — это головная боль правительства и льготная категория населения. Что касается ранних браков и родов, то представительница среднего класса, родившая в том возрасте, который ещё 150 лет назад считался вполне нормальным для первых родов, окажется сидящей на шее у родителей с реальной перспективой попасть из среднего класса в белые воротнички.

Что до понятий «хорошо» и «плохо»… Если в век права сильного «хорошо» означало подавлять всех, кто не нравился этому самому сильному, а «плохо» означало быть слабым (так называемая готтентотская мораль), то в век гуманизма сильный заботится о слабом — и это хорошо. А вести себя нагло и самоутверждаться за счет других — однозначно плохо.

Приведем ряд примеров изменившейся морали.

1) Побитие камнями на Древнем Востоке почиталось казнью весьма гуманной. Потому что не давало повода для кровной мести. Ведь никогда не знаешь, чей родич бросил тот самый камень. Кроме того, побиваемого камнями, нередко, частично закапывали в землю (по колено, по пояс, по шею и т. п.), и если он успел выкопаться, то оставался в живых.

2) Прогонять через строй со шпицрутенами — это тоже очень гуманно. Хорошего человека однополчане забьют не совсем насмерть (хотя те, кто будут мухлевать и лишь обозначать удары, могут огрести неиллюзорных от самого командира, как в толстовском «После бала» — но, с другой стороны, гуманный командир закроет глаза на мухлёж).

3) Корпоративный лоббизм в США. То, что еще вызвало осуждение в начале XX века, стало официально регулируемой деятельностью. «Мысль, что конгрессмен должен воздерживаться от приема денег от частных компаний, является порождением социализма» © Ньют Гингрич.

4) Курение вообще и в публичных местах. Вплоть до 1980-90-ых с началом массовой заботы о здоровье частенько можно было увидеть клубы дыма прямо на рабочих местах, не говоря уже об улицах. Курение было абсолютно нормально для мужчин и служило признаком эмансипации для женщин (особенно если курили не папироски, а настоящие сигары). Постепенно сперва запретили курение на рабочем месте, потом в общественных местах, ликвидируют и курилки.

5) Употребление спиртных напитков вообще и в публичных местах. Вплоть до начала 2000-х пиво свободно продавали даже в студенческих столовых, а также на массовых мероприятиях. Сам факт восприятия употребления алкоголя как признака наступления взрослости и посейчас еще кое-где сохраняется в странах европейского типа, не говоря уже о странах Дальнего Востока, где искренне могут удивиться трезвенническому образу жизни после совершеннолетия.

6) Факт отношения к армии и призыву в оную. Некогда это считалось и естественным, и почётным. А потом всё поменялось. Сначала была дедовщина и нежелание вместо военной подготовки и защиты родины заниматься строительством дач etc. А потом наступил Афган. А потом ещё и Чечня. В других братских республиках были ещё Приднестровье, Абхазия, Карабах и другие ни фига не поднимающие престиж армии моменты. Не то чтобы к армейцам стали совсем плохо относиться, но отдавать детей служить желания не прибавило.

7) Для многих современных людей атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — это гибель тысяч мирных жителей и ужасная трагедия, о которой нужно помнить, и которая не должна повториться. Однако следует заметить, что вместо атомных бомб изначально задумывали полномасштабное вторжение в главные острова Японии. Предполагаемые жертвы насчитывались бы сотнями тысяч, и это в лучшем случае, ведь японцы известны тем, что почти никогда не сдаются. Недавно даже японский генерал объявил, что атомная бомбёжка помогла избежать лишних жертв среди самих японцев.

8) Учитывая современную истерию вокруг допинга, многим странно слышать спокойное признание Шварценеггера, что он принимал анаболики. Штука в том, что в тот период, на который пришелся пик его карьеры культуриста, ограничения на допинг были по современным меркам совсем незначительными. Что он не устает подчеркивать.

9) Вплоть до XIX века обычными способами лечения беспокойных психически больных были содержание на цепи в темном помещении, сечение розгами, обливание ледяной водой, кровопускания до полного истощения. Причем «лечили» так не только простолюдинов, но и особ из королевских семей. Мало того, за небольшую плату в «сумасшедшие дома» пускали праздных посетителей, посмотреть на скорбных умом просто так, ради развлечения.

10) Практически все широко известные сейчас наркотики при появлении были лекарствами. Кокаин — местное обезболивающее. Морфий — внутривенное обезболивающее. Героин — средство от кашля. Метамфетамин — военный стимулятор, чтобы спать не хотелось. ЛСД — психиатрический препарат.