Найти в Дзене
Cocked and Locked

Жертва оружейного законодательства: "готовый обрез" Ithaca Auto&Burglar

Обрез горизонтальной двустволки - вещь, имеющая этакий "народный" статус, похоже, во всех странах, где хотя бы двустволками можно легально владеть. Американский coachgun, итальянская lupara из истории, знаменитые "Дед, продай ружье" из символа наших девяностых и никогда не стреляющий обрез Безумного Макса из не менее известного фильма... да множество примеров умеренного и не очень пиления ружей можно легко вспомнить.

Ну, а на противоположной стороне земного шара сто лет назад пилить двустволки было совершенно законно, и пользовались такие обрезы очень высоким спросом среди тех, у кого денег было немного: дешевая двустволка ("фермерское ружье"), немного работы - и вот на выходе ультимативное оружие самообороны на коротких дистанциях, которое стоит гораздо меньше, чем самый завалящий пистолет или револьвер приличного калибра, зато накоротке не подведет.

-2

Это понимали и производители оружия - именно поэтому компания Ithaca в 1922 году представила свой "заводской обрез" Auto&Burglar, названный так же незатейливо, как он и сам был устроен: "Автомобиль и грабитель". Проще говоря - вози с собой в машине или храни дома на случай, если туда вломятся.

-3

Фактически здесь ничего особо и не поменялось относительно охотничьих двустволок, выпускавшихся той же компанией: просто приклад заменялся страхолюдненькой довольно-таки рукояткой, а стволы устанавливались длиной от 257 до 317 мм, в 20 или 28 калибре (позже - от 16 до .410) - причем компания имела возможность пускать на производство таких "обрезов" неудачные блоки стволов с производства охотничьих ружей, которые бы иначе все равно пошли в лом. Результат - минимум издержек и дешевое, но внушительное "стреляло".

Сравните цену в 27,62 доллара (и это в "богатой" комплектации с кожаной кобурой) со средненьким велосипедом середины 1920-х, стоившим в США примерно 43 доллара. Причем указанные цены - из документации банка, закупившего оружие далеко за пределами США.
Сравните цену в 27,62 доллара (и это в "богатой" комплектации с кожаной кобурой) со средненьким велосипедом середины 1920-х, стоившим в США примерно 43 доллара. Причем указанные цены - из документации банка, закупившего оружие далеко за пределами США.

Причем, если на первых сериях (до 1926 года) под пистолетную рукоятку менялись и форма спусковой скобы, и изгибы спусковых крючков для большего удобства...

-5

... то позже "обрез" еще больше упростили, оставив УСМ со скобой полностью унифицированным с ружьем.

-6

(забегая вперед, отмечу - именно "первые" модели сейчас среди коллекционеров ценятся куда выше).

Итак, Ithaca (простите за невольный каламбур) предложила недорогое, зато надежное и бесспорно эффективное накоротке "стреляло" под элементарно снаряжаемый хоть "на коленках" патрон, а небогатые в массе своей в то время американцы им вполне заинтересовались - особенно с учетом того, что в 1929 году началась знаменитая Великая Депрессия, доходы (у тех, у кого они оставались) упали, преступность возросла.

-7

Но, как бы то ни было, в 1934 году принимается не менее знаменитый Национальный Акт об огнестрельном оружии (National Firearms Act) - первое в череде многих наступление законодателей на американскую "оружейную вольницу". И он, среди прочего, перевел Ithaca Auto&Burglar в категорию требующих оформления бумаг и уплаты 200-долларовой пошлины "короткоствольных дробовиков". Что значило 200 долларов для и так небогатых (в лучшем случае на тот момент) владельцев Ithaca Auto&Burglar на тот момент - можно не уточнять: галлон бензина стоил 10 центов, новый грузовик "Студебеккер" - 625 долларов. Тут же две сотни требовали за то, чтобы сохранить легально дешевый обрез двустволки.

-8

В результате большинство из выпущенных "заводских обрезов" фактически ушли на "нелегальное положение", а в зарегистрированном подобающим образом виде до наших дней сохранилось не так и много. Оригинальные Auto&Burglar с соответствующими бумагами сейчас стоят порядка 4-5 тысяч долларов - и это для изначально дешевого и массового оружия само по себе выглядит тем еще историческим курьезом.