Найти тему
Интересный Крым.

Выжить за 49 дней дрейфа в открытом океане без еды и воды

Ровно 60 лет назад, 17 января 1960 года в 9 утра произошло событие, о котором, без преувеличения, говорил весь мир. Эта четверка была популярнее Битлз. В далёком 1960 году, на далеком острове Итуруп, одном из островов Курильской гряды, проходили службу сержант Асхат Зиганшин, рядовые Иван Федотов, Анатолий Крючковский и Филипп Поплавский. Эти простые парни оказались настоящими героями.

Триумфальное возвращение на Родину
Триумфальное возвращение на Родину

Они встретили утро 17 января на борту самоходной танкодесантной баржи Т-36.

В 9 часов утра по местному времени ураганным ветром, достигавшим скорости 60 м/с, судно было сорвано со швартовки. Экипаж боролся со стихией десять часов, около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег, но ни одна из трёх попыток результата не дала, одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила пробоину.

Волны достигали высоты в 15 метров, одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция. Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан. Так уж сложилось, что ребят особо не искали, посчитав, что они погибли. 49 дней они дрейфовали в условиях практического отсутствия еды и воды. Люди теряли в весе до 800 граммов в день — Зиганшин, ранее весивший 70 кг, похудел до 40.

На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли: 15—16 ложек крупы, буханка хлеба, банка консервов и некоторое количество картофеля, который находился в машинном отделении и в шторм оказался пропитанным дизельным топливом. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, собирали дождевую.

Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин разговаривают с американским моряком на авианосце "Кирсардж", принявшем их на борт после долгого дрейфа на барже
Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин разговаривают с американским моряком на авианосце "Кирсардж", принявшем их на борт после долгого дрейфа на барже

Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное — кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста. По воспоминаниям Зиганшина:

Мы его [кожаный ремень] порезали мелко, в лапшу, и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели…

7 марта истощённые и обессиленные люди были подобраны американским авианосцем «Кирсердж». В тяжелейших условиях солдаты смогли не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство. Когда спасённых доставили на борт авианосца, Асхат Зиганшин заявил, что им ничего не нужно, кроме топлива и продуктов, и что они сами доберутся до дома. Но об этом не могло быть и речи: военнослужащие были крайне истощены и находились на грани жизни и смерти. Американцы были поражены тем, что советские солдаты и в таком состоянии сохранили человеческий облик и самодисциплину — когда им предложили еду, они не набрасывались на неё, а спокойно передавали тарелку товарищам.

-3

Авианосец доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, где они встретились с представителями советского посольства и неделю отдыхали на даче. Из Нью-Йорка они отплыли на корабле «Куин Мэри» в Европу. Из Европы участников дрейфа, уже в военной форме, доставили в Москву, а затем, после медицинского обследования, их вернули в свою часть. Таким образом герои совершили кругосветное путешествие.

-4