Роспотребнадзор — Фведеральная служба, на которую возложены довольно разносторонние задачи. Для защиты прав потребителя из этих функций особенно важны такие рабочие задачи, как:
- Надзор над качеством услуг, оказываемых исполнителями и поставщиками;
- Проверка предприятий и ИП в области потребительского рынка. Защита интересов населения;
- Контроль выполнения требований акцизной торговли и проверка импортной продукции;
- Улучшение здоровья и жизненного благосостояния россиян;
- Надзор за исполнением стандартов санитарного законодательства, эпидемический контроль, изучение бактерий и вирусов в продукции (проверка инфекций и введение карантина);
Основная цель деятельности Роспотребнадзора состоит в том, чтобы защищать права и интересы потребителей на рынке услуг. Под услугами в данном случае можно подразумевать оказание различных услуг населению предприятиями сферы образования, финансовыми учреждениями, торговыми точками.
структуры обязаны принимать и рассматривать обращения всех граждан, принимать по заявкам аргументированные решения и информировать о решениях заявителей. Случается, что неправым оказывается сам обратившийся с жалобой в службу.
Основания для обращения.
В соответствии с российским законодательством, обратиться в Роспотребнадзор можно обратиться с жалобой любого характера, связанной со здоровьем и жизненным благополучием, реализацией продукции и оказанием услуг, выполнением работ. Однако ваша жалоба все же должна отвечать ряду требований:
- Содержать исключительно достоверную и объективную информацию. Служба не начнет или прекратит проверку, если в заявлении будут указаны заведомо ложные и не соответствующие действительности данные. Учтите, что управление Роспотребнадзора может в судебном порядке взыскать в таком случае с потребителя деньги, израсходованные на проведение проверки.
- Не являться анонимной. Согласно ст. 277 Федерального закона РФ, если личность гражданина, отправившего заявление, установить невозможно, то жалоба не может стать причиной для проведения внеплановой проверки. Единственное исключение – жалобы, опубликованные через СМИ.
Важно! 01.01.2017 года в ст. 277 Федерального закона РФ было внесено изменение, призванное защитить интересы ИП и юрлиц. Согласно поправке, прежде чем обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, потребитель обязан подать претензию предполагаемому нарушителю своих прав. Только после того, как предприниматель или юридическое лицо получат жалобу и не выполнят содержащиеся в ней требования, можно обращаться в Федеральную службу.
чаще всего заявления в орган подаются в следующих случаях:
- В договоре «купли-продажи» содержатся условия, нарушающие права какой-либо стороны сделки, и/или противоречащие нормам российского законодательства;
- В результате приобретения и/или эксплуатации товара пострадало здоровье и/или жизнь человека (животного);
- Осуществляется продажа товара с истекшим сроком годности;
- Гражданину были оказаны услуги или продана продукция недолжного качества, и/или предоставленная о них информация не соответствует истине;
- Возникли подозрения в незаконном ведении бизнеса ИП или организацией;
- Другие ситуации, которые нарушают потребительские права
Обратите внимание: рассмотрением имущественных споров федеральная служба не занимается.
Составление жалобы.
Оформляя заявление в Роспотребнадзор, с учетом темы жалобы, рекомендуем учитывать информацию Федеральных законов:
- «О защите прав потребителей»;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»;
- «О государственной информационной системе ЖКХ»;
- «О банках и их деятельности»;
- «О порядке рассмотрения обращений»
В документе рекомендуется ссылаться на акты ФЗ, положения которых фактически были нарушены. При возникновении вопросов, обращайтесь за помощью к квалифицированному юристу. В этом случае вы можете быть уверены, что ваша жалоба будет составлена грамотно, принята и рассмотрена с должным вниманием
Подача заявления: методы и рекомендации.
Способ подачи жалобы выбирает потребитель без ограничений. Доступные варианты:
- Пересылка электронного заявления через официальный сайт Роспотребнадзора;
- Отправка письмом через Почту РФ или курьерскую службу;
- Передача документа лично в отделении службы.
Самый простой вариант — обращение в электронном формате.
Электронную жалобу можно подать без авторизации, или авторизовавшись с помощью ЕСИА. На сайте необходимо:
- Кликнуть на подраздел «Отправка обращения». Нужная вам кнопка располагается на странице в верхней части экрана;
- В онлайн форме указать: суть претензии, почтовые и электронные адреса, город/регион нарушения, ваши персональные данные. Тематика обращения выбирается здесь же;
- При наличии, прикрепить к заявлению фото или скриншоты кассовых, товарных чеков, документов и других доказательств того, что ваши права были нарушены;
- Ввести проверочный код, кликнуть на строку «Подача обращения»;
Не искажайте действительность, не клевещите, откажитесь от эмоциональной окраски текста, излагайте факты и достоверные данные.
Все действия по подаче жалобы на сайте Роспотребнадзора выполняются пошагово и сопровождаются подсказками. Поэтому проблем непосредственно с обращением в службу у вас не возникнет.
Составление письменной жалобы.
Строгих требований не предъявляется. Однако вы должны учитывать правила составления деловых документов и указать обязательные сведения:
- ФИО и адрес регистрации заявителя;
- Полное название управления структуры в регионе подачи заявления;
- Слово «Жалоба» в середине листа формата А4;
- Суть обращения с указанием месторасположений, имен, дат, других важных деталей.
Можно добавить, какую помощь вы рассчитываете получить от службы – наложения штрафа на нарушителя, восстановления ваших прав.
Каким образом, и в какие сроки придет ответ?
Регламентированный период, в течение которого структура должна рассмотреть и зарегистрировать заявление, составляет 3 дня. После жалоба принимается в обработку, устанавливается срок направления ответа, который напрямую зависит от того, относится ли обращение к компетенции иных служб.
Если документ должен быть рассмотрен также или только иными инстанциями, Роспотребнадзор берет время на его перенаправление и информирует об этом заявителя.
Вам, как потребителю, необходимо помнить о следующем: со дня получения жалобы, Роспотребнадзор должен рассмотреть ее и отправить ответ о результатах проверки втечение 30 суток (максимальный срок).
Если структура примет решение отказаться от рассмотрения заявления, то сообщить об этом она должна в течение 7 дней.
Ответ по электронным жалобам приходит также в режиме онлайн — на адрес той электронной почты, который указывается в ее тексте.
Ответ может быть направлен по почте на указанный в «обычном» заявлении адрес и дан, в простом случае, не требующем проверки, в устной форме.
Отказ проводить проверку информации заявления будет сопровождаться соответствующими пояснениями.
Роспотребнадзор
О чем следует помнить заявителю?
Как правило, Роспотребнадзор налагает на нарушителей денежные штрафы, суммой около 3 тыс. рублей. Зная об этом, многие индивидуальные предприниматели и, в особенности, организации сознательно отказываются от соблюдения установленных законодательством норм и не волнуются по поводу жалоб в федеральную службу.
Если ваши права потребителя были нарушены, обращайтесь за консультацией к нашим юристам. Ваш вопрос будет рассмотрен и проанализирован специалистами. После оценки ситуации, они определят перспективы дела и укажут дальнейшие действия.
Также рекомендуем вам помнить:
- Оформлять жалобу в Роспотребнадзор следует в двух экземплярах (одна из копий останется у вас);
- Указывайте в документе разумный срок, в течение которого нарушитель должен выполнить ваши требования (стандартный составляет 10 дней);
- Анонимные заявления не рассматриваются;
- Перечислите все прилагаемые к жалобе материалы. Отправлять в службу стоит фото или отсканированные образцы доказательств, оставляя оригиналы себе;
Если в течение месяца Роспотребнадзор не предоставил вам ответ, вы можете подать претензию на него в прокуратуру. Претензию можно составить в свободной форме или с помощью нашего юриста. К документу следует приложить копию заявления, на которое не был дан ответ.