Найти тему
Welcome-Belarus.RU

Брестская Библия или как Беларусь чуть не стала Швейцарией

В канун старого Нового 2020 года, который в Бресте отмечает вся прогрессивная общественность, в Музее истории города произошло событие, которое стало знаковым. Состоялась презентация книги, о которой многие знают, но почти никто не видел. Это Брестская Библия 1563 года, в очень хорошем состоянии. Внимательному взору было заметно — полное отсутствие на презентации святого писания священников, как православных, так и католических.

Бресткая библия 1563 года

Брестская Библия 1563 года, которую не признают священники

Кроме того еще со средневековья существуют смутные сведения, что в конце 16 века практически весь немаленький тираж Брестской Библии выкупил и сжег один из магнатов ВКЛ, с одобрения католической церкви. Мало того, городские власти столкнулись с определенными трудностями со стороны православных иерархов при установке в Бресте памятника Брестской Библии. Так, что это за такое издание, о котором с придыханием говорят историки и коллекционеры, и к которому так враждебно относятся основные конфессии Беларуси. Вот об этом мы и постараемся рассказать в нашей статье.

Попытка обрести церковную независимость

Вторая половина 16 века входит в так называемое «золотое время» Великого Княжества Литовского, центром которого были нынешние земли современной Беларуси. В эти годы на волне войны с Московским государством перед элитой ВКЛ остро стал вопрос национальной идентификации. Существовала проблема, что в стране отсутствовала церковь, которой были близки национальные интересы. Среди магнатов Великого княжества Литовского не считалось зазорным переходить из православия в католицизм и обратно. Например, один представитель богатейшего рода Гольшанских четыре раза переходил из состояния доброго католика в настоящего православного и наоборот.

-2

Николай Радзивилл Черный — отец Брестской Библии

Крупные магнаты ВКЛ такие как Радзивиллы, Кишки, Гаштольды, Олельковичи и многие другие поддерживали идеи церковной реформации и учений Лютера в надежде создать национальную церковь, не подверженную влиянию ни Византии, ни Рима. К середине 16 века документально известно, что протестантские общины существовали в Минске, Бресте, Слуцке, Речице, Полоцке.

В 1538 году Великий князь Литовский Жигимонт Старый под напором православных и католических епископов принимает эдикт против лютеран и анабаптистов. Дворянин при переходе в эту религию лишался имущества, титула и высылался из страны. Хоть по тем временам это наказание было сверхгуманное, но и оно не продержалась больше пяти лет. Магнаты продолжали направлять своих детей, начиная с 10 летнего возраста на обучение в учебные заведения Германии и Швейцарии, откуда юноши уже возвращались убежденными протестантами. А веротерпимое ВКЛ начало принимать религиозных беженцев со всей Европы. Например, неподалеку от Бреста находилось две колонии голландских промышленников, а также небольшие поселения шведов, шотландцев и саксонцев. Поэтому в самом городе протестантская община была очень влиятельна и имела в свой собственности уже в 1553 году современную типографию.

-3

Брестская типография работала уже в 1553 году

Брест — центр отечественной Реформации

Именно брестский староста Николай Радзивилл Черный стал лидером церковной Реформации в ВКЛ. Негласную поддержку ему оказал король Польши и великий князь Литовский Жигимонт II Август, который переписывался с основателями протестантского движения в Европе Жаном Кальвиным и Мартином Лютером.

-4

Учение Кальвина стало популярным в ВКЛ

Николай Радзивилл Черный перешел в кальвинизм в 1557 году, но сделал это ярко, с широтой души. Он одновременно перевел в протестантскую веру все храмы и соборы стоящие в его владениях. А таких было несколько сотен.

Интересно то, что большинство католических священников легко переменили свои взгляды на кальвинизм, чтобы не перечить могущественному магнату. Берестье становится центром церковной реформации в ВКЛ. Здесь собираются ведущие протестантские богословы Европы для перевода Библии с иврита и греческого языка на польский. Это был третий полный перевод святого писания в мире с языка оригинала. 4 сентября 1563 года Николай Радзивилл Черный затратив на свою затею более 5 лет и почти 50 килограммов золота, получает первый экземпляр массивной книги в 738 страниц, которая получила название Брестская Библия или Библия Радзивилла.

-5

Жигимонт II Август уравнял в правах католиков, православных и протестантов

Святое писание для кальвинистов издано огромным тиражом для XVI столетия — 500 экземпляров, а возможности типографии позволяют в ближайший год утроить эту цифру. В Великом княжестве Литовском создается более 200 протестантских общин, в каждой из которых есть свой храм, Библия, а также школа, богадельня и госпиталь. При крупных городских общинах находились библиотеки и типографии. Особенно активно идут в кальвинизм православные магнаты, шляхта и горожане. Радзивиллы, Сапеги, Кишки, Ходкевичи, Тышкевичи принимают новую религию как противовес католической. По свидетельству исторических документов ВКЛ, на Новогрудчине, в историческом центре страны из 600 шляхетских фамилий, католиков не осталось вообще, а православных оставалось всего 16 фамилий, остальные придерживались протестантских взглядов.

-6

Шляхта ВКЛ массово меняла религию на кальвинизм

К 1563 году из 1700 костелов, остается на территории ВКЛ лишь 6, остальные становятся кальвинистскими и арианскими соборами. Католиков на территории княжества насчитывается чуть более полутора тысяч. В Кальвинизм переходят даже высшие католические епископы ВКЛ, жмудский епископ Ян Пяткевич и киевский Николай Пац. В ВКЛ остается действовать 195 православных храмов и 50 монастырей Киево-Литовский митрополии, но священники 895 церквей переходят в кальвинизм добровольно.

Победа протестантизма в ВКЛ

К выходу Брестской Библии кальвинизм становится доминирующей религией в ВКЛ, что закрепляется законами уравнивающих в правах, проживающих на территории Королевства Польша и Великого княжества Литовского католиков, православных и кальвинистов. Это был исторический шанс сплотить нацию вокруг церкви, как это сделали в Англии, Голландии, Швейцарии, Швеции. Это была победа элиты ВКЛ и лично Николая Радзивилла Черного над возможностью раскола населения по вероисповеданию. А Брестская Библия стала первым символом объединения нации. Но 1565 году Николай Радзивилл Черный умирает в мучениях от отравления ртутью.

-7

Кальвинистский храм 16 века в Заславле

К сожалению среди магнатов не нашлось фигуры, которая бы смогла продолжить Реформацию в ВКЛ, наступила пора активный действий в ВКЛ католических орденов, но об этом будет еще написано.

А Брестская Библия считалась у католиков книгой, которая символизировала церковную Реформацию в ВКЛ, и папа римский Григорий XIII лично просил наследника Николая Радзивилла выделить деньги на выкуп этой книги и сожжение её.

Поэтому до появления подлинника Брестской Библии в городском музее Бреста, в мире было известно только два экземпляра находящихся в хорошем состоянии в Вильнюсе, в архиве бывшего иезуитского колледжа и в Кембридже. Остальные полтора десятка сохранившихся экземпляров несут следы значительной утери.

Брестский экземпляр был приобретен у частных коллекционеров путем очень долгих переговоров с элементами шпионского фильма. Но сейчас экземпляр будет выставлен в специальной витрине, с особым климатическим режимом, в Музее истории Города, как один из самых дорогих артефактов брестской истории.

Читайте также

Смотрите также