Учить "примером", воспитывать, активно включая в деятельность и среду, - это две важные идеи концепций воспитания многих русских педагогов (Макаренко, Выготского, Сухомлинского и других).
Но еще до того, как человечество усвоило от этих ученых, что эффективнее воспитывать ребенка не словом, а делом, интуитивно, а иногда и случайно, к этому приходили обычные люди, которые мало знали о теориях.
Об одном таком случайном опыте пойдет речь в статье.
Кто-то такой Падеревский
Игнаций Падеревский хорошо известен как виртуозный пианист начала 20 века. Известность и признание к нему пришли сначала на родине - в Польше. Он не только музицировал на фортепиано, но и сам прекрасно сочинять музыкальные композиции.
Семейная жизнь мужчины складывалась очень проблемно. В семье не ладилось, несколько раз он был женат, потерял еще совсем маленького сына. По этой причине он с огромным удовольствием общался на своих концертах с детьми. Жал руку и рассказывал, как прекрасна музыка.
Причем тут мальчик и его мама, которая мечтала, чтобы сын стал известным пианистом
В то время, когда пан Падеревский активно гастролировал по стране, в Польше жила одна семья. Мама, папа и мальчик младшего школьного возраста. Из воспоминаний Падеревского, к сожалению, фамилии и имен получить не вышло.
Так вот, мама мечтала, чтобы ее сын прославился и стал пианистом. Она отдала его учиться в музыкальную школу. Но педагоги на ребенка постоянно жаловались - не прикладывал малыш усилий, хотя задатки у ребенка все же были.
Однажды любящая мать решила, что она попробует организовать для ребенка "активную среду музыкального воспитания" и отведет его на концерт прославленного талантливейшего фортепианиста. Если это не поможет, то занятия для мальчика будут прекращены.
Случай на концерте польского музыканта Падеревского
Они пришли на концерт заранее, уселись в ложе. Ребенок вдруг начал проситься в туалет. Мать решила его отпустить одного, теряться там было негде. Мальчик быстро сделал свои дела и начал изучать все "интересные двери в здании".
Наконец набрел на ту, где висела табличка "Посторонним вход воспрещен", но какого ребенка это остановит? Он вошел в дверь и оказался в затемненном помещении, где в самом центре стоял огромный музыкальный инструмент.
Как только ребенок сел за пианино, включился свет и послышались аплодисменты. Ребенок осознал, что он на сцене и все зрители с удивлением на него смотрят. Тут и мать узнала своего шкодливого сына.
Мальчик решил не теряться и воспользоваться случаем показать маме, что играет он отвратительно, пусть ей будет стыдно. Так он и сделал, из зала послышались вопли и требования убрать ребенка со сцены. И тут к ребенку, неспеша, подошел сам Падеревский.
Мальчонка перепугался, что его будут ругать. Но талантливейший человек оказался еще и добрейшим. Падеревский подхватил ребенка на руки и тихонька сказал: - Малыш, давай вместе сыграем, я чувствую, что твои руки созданы для игры на этом инструменте.
И они играли вместе пару десятков минут, а потом великий пианист представил ребенка окружающим, назвав своим учеником. Кстати, при Падеревском, или точнее с ним, ребенок играл более, чем сносно.
Этот урок "активного воспитания делом" оказался спонтанным, случайным, но таким "во время". Больше Падеревский этого ребенка не видел, но мальчик ему пообещал, что теперь будет заниматься усерднее и поблагодарил, что мужчина был с ним по-настоящему добр.