Найти в Дзене
WoT BLITZ

Лёгкий танк БТ-ИС

Друзья, немного информации по теме историчных танков.
Поддержите канал лайком и подпиской! Поделись ссылкой в соц сетях

В целях повышения живучести и проходимости, серийной машины БТ-2, на пересеченной местности по заданию командующего войсками УВО И.Э.Якира группой энтузиастов, возглавляемой изобретателем воентехником второго ранга Н.Ф.Цыгановым, весной 1934 г. были начаты работы по созданию колесно-гусеничного танка БТ-2-ИС. Для улучшения ходовых качеств танка при движении на колесах, ведущими были сделаны три пары опорных катков. Для подвода мощности к каткам внутри машины вдоль бортов корпуса проходили карданные валы, от которых по вертикальным валам вращение передавалось на опорные катки.

На протяжении четырех месяцев, работая по 16-18 часов в сутки, группа конструкторов-энтузиастов, в которую вошли Н.Ф.Цыганов, М.Ф.Березкин, В.Г.Матюхин, А.Л.Бессонов, А.В.Куркин, А.Подсолихин, Г.А.Федченко, С.Латманизов, Л.И.Орел, П.Т.Шинаев, А.В.Данченко, В.Красников и В.З.Иткин, в одном из выделенных командованием Харьковского военного округа помещений танкоремонтного завода, вела проектные и экспериментальные работы по усовершенствованию колесно-гусеничного движителя БТ-2.23 апреля 1935 г. командующий войсками УВО И.Э.Якир в письме Народному Комиссару Обороны К.Е.Ворошилову доложил, что «После первомайского парада 1934 г. тов.Сталин указал на необходимость дальнейшего конструктивного улучшения танка БТ, в частности на необходимость изменения движителя танка и превращения всех его колес в ведущие и управляемые, при сохранении всех агрегатов танка, что должно значительно повысить боевую ценность машины. Вы указали мне тогда на необходимость продумать и осуществить это указание тов. Сталина. В УВО одним из молодых и талантливых изобретателей является командир взвода 4-ого танкового полка тов. Цыганов….

Группа участников проектирования и изготовления опытного танка БТ-2-ИС. В первом ряду крайний слева — автор проекта Н.Ф.Цыганов.
Группа участников проектирования и изготовления опытного танка БТ-2-ИС. В первом ряду крайний слева — автор проекта Н.Ф.Цыганов.

Я лично вызвал тов. Цыганова, беседовал с ним и поставил задачу — продумать возможность конструктивного улучшения движителя в танках БТ.За 4 месяца было изготовлено 635 чертежей и 2932 детали спроектированной машины. Сейчас работа закончена. Изготовлены чертежи и модели двух новых типов движителя танка БТ.Задача поставленная тов.Сталиным выполнена.Первое изобретение тов. Цыганова — «БТ-ИС». Танк БТ с измененным колесным движителем II, III и IV пары колес и I, II и IV пары — управляемые. Проходимость на колесном ходу по пашне увеличилась в 4 — 5 раз. Танк способен преодолевать подъемы до 25°. Радиус поворота на колесном ходу уменьшился в двое (до 5 — 6 метров).Второе изобретение тов.Цыганова — танк БТ конструкции 4 танкового полка. Движитель состоит из серии катков соединенных между собой шарнирной цепью Галля. Опора танка на катки осуществляется с помощью лыж, которые для предельной их гибкости сделаны составными из отдельных звеньев на шарнирах. Этот тип движителя дает машине скорость в два раза большую, нежели имеет танк БТ с обычными гусеницами при одном и том же моторе М-5.Расчетная скорость на гусеницах — 105 км/ч. Машина обладает бесшумностью хода и прекрасной маневренностью, совершая полный поворот на месте вокруг центра одной из своих катковых цепей. И первое и второе изобретения, при сравнительно небольших затратах могут быть применены на всех уже существующих типах машин БТ и, само собой разумеется, на всех машинах, находящихся в производстве. Конструктор изобретатель тов. Цыганов дал первому изобретению марку «БТ-ИС»/Иосиф Сталин/.Прошу: — одобрить новый тип движителей БТ и дать указания промышленности о производстве опытного образца и серии указанных машин. «Получив это письмо, К.Е.Ворошилов в тот же день 25 апреля 1935 г. дал добро «на изготовление трех комплектов каждого танка». И если работа по изготовлению танка БТ по первому варианту была организована на харьковском танкоремонтном заводе № 48, то изготовить катковую гусеницу для БТ ленинградский Опытный завод № 185 отказался.Получив всестороннюю поддержку высшего руководства РККА, группа энтузиастов в автобронетанковых мастерских ХВО с удвоенной силой приступила к созданию опытного образца.Принимая во внимание всю важность изобретения Н.Ф.Цыганова, начальник мастерских, друг и боевой товарищ Николая Островского, по гражданской войне, герой его некогда известного романа, комбриг Н.Н.Лисицин взял на себя общее руководство по изготовлению машины БТ-2-ИС. С утра и до поздней ночи самоотверженно трудились и главный инженер мастерских Срыбнис, и танко-техник Аронсон, и конструктор Васильев. Три сборочных бригады под руководством Орла, Богуславского и Данченко в сжатые сроки осуществили к июню 1935 г. монтаж опытного танка.        В отличие от серийного танка БТ-2 опытный образец отличался прежде всего, отсутствием вооружения, измененной конструкцией корпуса и установкой нового дополнительного привода на вторую, третью и четвертую пары опорных катков, являвшихся ведущими при движении танка на колесном ходу. Первая пара опорных катков, как и на серийной машине, была управляемой.        Подвод крутящего момента к трем парам ведущих колес колесного хода осуществлялся от бортовых редукторов через полужесткую зубчатую муфту к валу угловой коробки и через муфту на промежуточный валик и вторую муфту к валу первой верхней коробки. От верхней коробки крутящий момент передавался последовательно ко второй и третьей верхним коробкам. От верхних коробок через телескопические карданные валы крутящий момент передавался к колесным редукторам опорных катков.

Изготовление опытной серии танков БТ-5-ИС на заводе №48. 1936 г.
Изготовление опытной серии танков БТ-5-ИС на заводе №48. 1936 г.

        В результате установки дополнительного привода в межбортовом пространстве, а также дополнительного топливного бака в корме танка, корпус машины претерпел некоторые изменения. Кроме того, была введена бронировка дополнительного привода. Помимо дополнительного привода в межбортовом пространстве были установлены дополнительные топливные баки (по одному с каждой стороны). В ходовой части машины были изменены балансиры опорных катков, элементы подвески и ведущие колеса гусеничного движителя.Все лето и осень ушли на испытания и доработку опытной машины. О достигнутых положительных результатах, полученных во время испытаний БТ-2-ИС, 15 ноября 1935 г. было доложено Наркому Обороны.Вскоре К.Е.Ворошилов и Г.К.Орджоникидзе подписали совместный приказ, обязывающий руководство ХПЗ оказать всемерную помощь группе Цыганова в дальнейшем проведении работ по усовершенствованию колесно-гусеничного хода танка БТ.И если «консервативные» военные всячески поддерживали идею Н.Ф.Цыганова, то как показал ход дальнейших событий, руководство ХПЗ осталось, мягко говоря, равнодушным к ней. Ведь кому нужна была «чужая головная боль».Сейчас остается лишь констатировать, что танк БТ-2-ИС по сравнению с базовыми танками обладал более высокой маневренностью при движении на колесах и повышенной живучестью на поле боя при повреждениях ходовой части, однако надежность привода к колесам еще была низка. Танк БТ-2-ИС был изготовлен в единственном экземпляре.Пытаясь еще больше повысить боевые свойства танков БТ, Н.Ф.Цыганов в начале 1936 г. приступает к созданию опытного образца танка БТ-5-ИС. Работы по созданию танка БТ-5-ИС были направлены прежде всего на повышение проходимости серийного танка БТ-5, увеличение его запаса хода и обеспечение возможности движения танка на одной гусенице.Основным конструктивным отличием танка БТ-5-ИС от базовой машины было наличие трех пар опорных катков, являющихся ведущими при движении на колесном ходу, что давало возможность использовать более 75% массы танка в качестве сцепного веса. Переход на колесный движитель производился за 13-15 минут и не требовал «губительной» остановки танка во время боя и выхода из машины экипажа под огнем противника. Уравнивание скоростей движения на колесах и гусеницах осуществлялось специальным механизмом — синхронизатором. Танк мог двигаться на всех передачах на гусеницах при включенном колесном ходе. Поворот машины на месте при воздействии на рычаг управления был одинаковым как на колесах, так и на гусеницах, но от возникавшего при перемещении бокового сдвига появлялись перенапряжения в резиновых бандажах опорных катков.Дополнительная трансмиссия для подвода мощности к ведущим опорным каткам была расположена в межбортовом пространстве под съемными наружными бортовыми листами. Отбор мощности производился от бортового редуктора к синхронизатору, далее через полужесткую зубчатую муфту к валу угловой коробки и через муфту на промежуточный валик и вторую муфту к валу первой верхней распределительной коробки.От первой верхней распределительной коробки крутящий момент передавался последовательно ко второй и третьей верхним коробкам. От верхних коробок через телескопические карданные валы крутящий момент передавался к колесным редукторам опорных катков.В результате установки дополнительной трансмиссии в межбортовом пространстве, новых подкосов, а также дополнительного топливного бака в корме танка, корпус машины претерпел некоторые изменения. Кормовая часть корпуса была выполнена по типу танка БТ-7. Кроме того, была введена бронировка картеров бортовых редукторов дополнительного привода. Помимо дополнительной трансмиссии в межбортовом пространстве были установлены дополнительные баки (по одному с каждого борта). В ходовой части машины были изменены балансиры опорных катков, элементы подвески и ведущие колеса гусеничного хода.Вооружение машины осталось неизменным, за исключением боекомплекта к 7,62-мм пулемету ДТ, который был уменьшен до 2016 патронов. Радиостанция и танковое переговорное устройство на опытной машине не устанавливалось.Благодаря увеличению емкости топливных баков до 650 л запас хода возрос до 250 — 300 км при движении на гусеницах и до 450 — 500 км — на колесном ходу. Скорость машины на колесном ходу достигала 80 км/ч.В 1936 г., после успешного проведения испытаний первого опытного образца под руководством Н.Ф.Цыганова, на ремонтном заводе № 48, расположенном в Харькове, были разработаны чертежи для изготовления опытной серии машин. Первоначально планировалось изготовить три образца машины на ХПЗ и три машины на заводе им.Кирова в Ленинграде. Реально же опытная серия танков БТ-5-ИС в количестве десяти машин во второй половине 1936 г. была изготовлена на заводе № 48. Причем три танка из этой опытной серии приняли участие в пробеге по маршруту Харьков — Москва. По результатам этого пробега в конструкцию трех танков БТ-5-ИС: №№ 05, 06 и 010 были внесены изменения и в мае — июне 1937 г. эти доработанные машины подверглись войсковым испытаниям в ХВО.Войсковые испытания трех танков БТ-5-ИС проводились на основании приказа начальника УММ РККА № 015 от 31 января 1937 г. Возглавлял комиссию по войсковым испытаниям начальник 1-го отделения АБТО ХВО полковник Шнепп. В состав комиссии входили начальник штаба 5-й танковой бригады полковник Зеленцов, представитель НИБТ полигона капитан Кульчицкий, инженер 5-й танковой бригады военинженер 3 ранга Дик, воентехник 2 ранга Цыганов, начальник КБ завода № 48 Спецмаштреста Ревин.За время испытаний танки БТ-5-ИС прошли от 1500 до 2500 км (в основном на колесном ходу). Они показали значительно лучшую проходимость и живучесть по сравнению с танками БТ-5, так как «хорошо передвигались при потере одной гусеницы, одного или двух катков». Несмотря на ряд выявленных недостатков — «слабость шестерен синхронизаторов, перегрузка резины задних колес, срыв резьбы штоков вертикальных свечей и плохой доступ к дополнительной трансмиссии», — члены комиссии пришли к выводу, что танк «БТ-ИС на вооружение следует принять». Начальник АБТУ РККА комдив Г.Г.Бокис незамедлительно отдал распоряжение: «изготовить в 1937 г. установочную партию в 5 машин БТ-ИС», провести войсковые испытания и устранить выявленные недостатки с таким расчетом, что уже в 1938 г. выпустить 300 танков БТ-5-ИС на заводе № 48. Но этим планам не суждено было сбыться.Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что и на этот раз и руководство ХПЗ, и руководство завода № 48 отнеслись с прохладцей к очередному «чужому» улучшению ходовой части танка БТ-5. Подтверждением данному факту служат как неоднократные требования руководства УММ РККА «о направлении конструкторов на испытания для получения опыта», так и гневное письмо воентехника 2 ранга Н.Ф.Цыганова, направленное в Политбюро ЦК ВКП(б) тов.Сталину и тов.Ворошилову. В этом письме «О вредителях при изготовлении БТ-ИС», отправленном 26 октября 1937 г., в частности, он писал, что «изготовление затягивалось из-за: вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС. …Фарманьянц — Замначальника 8-го Гл.Упр.НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС. … Необходимо ваше вмешательство».Данное письмо, а точнее, «крик души» Цыганова на некоторое время сдвинуло с мертвой точки работы по танкам БТ-ИС. Так, на ХПЗ скорректировали сроки изготовления и проведения испытаний опытного танка БТ-7-ИС, а на заводе № 48 ускорили изготовление модернизированного варианта опытного танка БТ-5-ИС. Еще в июле 1937 г. Цыганов для улучшения защищенности танка БТ-5 предложил располагать бортовые листы корпуса не вертикально, а под углом.К осени 1938 г. завод № 48 смог изготовить в единственном экземпляре улучшенный опытный образец танка БТ-5-ИС. В период ноября 1938 г. — января 1939 г. проводились испытания танка БТ-5-ИС с наклонными броневыми листами. Машина была создана на базе танка БТ-5 и отличалась от танка БТ-5-ИС обр. 1936 г. уменьшенной до 570 л емкостью топливных баков и установкой четырехтактного, двенадцатицилиндрового У-образного карбюраторного двигателя М-17Т мощностью 400 л.с. (294 кВт). Вооружение и боекомплект танка остались без изменений.

Танк БТ-5-ИС на войсковых испытаниях. Ноябрь 1938 г.
Танк БТ-5-ИС на войсковых испытаниях. Ноябрь 1938 г.

Модернизация корпуса заключалась в частичном увеличении толщины брони и введении наклонных листов. В носовой части корпуса были установлены дополнительные листы толщиной 13 мм с наклоном в двух плоскостях. Дополнительные листы приклепывались и приваривались к основным листам носовой части. Суммарная толщина брони в верхней части носа, расположенной под углом 61°, достигала 26 мм, в бортовую часть корпуса был введен лист толщиной 13 мм расположенный под углом 24° к вертикали. Толщина листов брони нижней части бортов корпуса, расположенных вертикально, составляла 15 мм. Кормовые листы корпуса танка были изготовлены из брони толщиной 13 мм и располагались под углом 33°.Кроме того, на корпусе танка БТ-5-ИС было увеличено межброневое пространство и установлены новые подкосы, выхлопные патрубки были выполнены по типу выхлопных патрубков танка БТ-7, передняя труба направляющих колес была усилена за счет установки более надежной консоли. Дополнительно были забронированы места напротив вырезов в бортовой броне, а также картера бортовых редукторов и кормовая труба в месте расположения радиальных подшипников. Усиление лобовой брони позволило обеспечить защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от пуль 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК при обстреле со всех дистанций. Бортовые и кормовые листы защищали экипаж от 7,62-мм бронебойных пуль на любых дистанциях, а от 12,7-мм бронебойных пуль — на дистанции свыше 1000 м. Боевая масса танка возросла до 13,8 т.Машина развивала максимальную скорость на гусеницах до 53,3 км/ч и на колесах — до 84,1 км/ч. Запас хода по шоссе на колесном ходу составлял 550 км. При потере гусеницы одного из бортов машина могла продолжать движение на другой — со скоростью до 17 км/ч и на расстояние до 190 км.Испытания машины обстрелом и подрывом на мине показали, что при частичном разрушении ходовой части танк БТ-5-ИС сохраняет подвижность, для защиты узлов ходовой части и дополнительной трансмиссии от поражения бронебойными пулями пулеметов ДТ и ДК, а также от поражения снарядами пушек малого калибра необходимо на ступицы всех колес ввести броневые колпаки, а на наружные диски управляемых и ведущих колес — броневые накладки. Однако бронирование ходовой части было признано нецелесообразным, так как главная опасность заключалась не в поражении ходовой части, а в поражении экипажа и внутреннего оборудования танка.Зимой 1937 года было принято решение о запуске в серийное производство машины БТ-7-ИС, и ХПЗ получил от АБТУ тактико-технические требования (ТТТ) к танку. Больших объемов нового проектирования не предусматривали, речь шла о модернизации серийного БТ-7 до уровня БТ-ИС. Планировалось в 1937 году выпустить на ХПЗ 100 танков БТ-7-ИС. Но из-за разгоревшегося скандала на заводе, работы по модернизации проведены не были.

-5
-6
-7
-8
-9

Источники:
М.Барятинский, М.Коломиец. «Лёгкие танки БТ-2 и БТ-5» (Бронеколлекция №1, 1996 г.)
М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов. «Танки БТ». Изд.центр «Экспринт». 2001 г.
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
«Танки мира». Изд. «Русич». Смоленск, 2005 г

Еще больше информации по теме - https://sciencestory.ru/