Найти тему
Смотри в себя

Сказка «Золушка». Сценарий женщины-жертвы.

Оглавление

Одной из популярных сказок является сказка «Золушка». На примере этой сказки можно проследить жизненный сценарий женщины - жертвы.

Очень краткое содержание самой сказки

После смерти матери отец Золушки женится на властной женщине, полностью попадает под ее влияние и позволяет мачехе и ее дочерям издеваться над дочерью. Но при помощи феи-крестной Золушка попадает на бал, очаровывает принца и выходит за него замуж.

Особенности семейной структуры Золушки.

В семье Золушки вся власть принадлежит матери-мачехе. Именно она контролирует все процессы, принимает решения.

В своей семье Золушка с детства перегружена взрослыми обязанностями и играет роль "козла отпущения".

Мать выражает теплые чувства к собственным дочерям и никогда не ругает и не критикует их, в то время как Золушке достается вся агрессия и пренебрежение и никогда – поддержка, похвала, одобрение.

К детям предъявляются разные требования, они выполняют несравнимый круг домашних обязанностей.

Отношения Золушки с отцом.

Рядом с Золушкой - родной отец, который должен любить и защищать свою дочь. Но в какой-то момент он отстраняется от Золушки и перестает выполнять свою отцовскую роль.

Мы предполагаем, что его отстранение связано с развивающейся сексуальностью дочери. Мужчинам сложно обходится со своими теплыми чувствами к дочерям в период их созревания, так как треугольник «отец-мать-дочь» превращается в треугольник «мужчина-женщина-девушка».

Именно страх нарушения инцестного табу в сочетании с властной, конкурирующей женой, полностью подчинившей себе мужа, приводит к эмоциональному отдалению отца от дочери.

Таким образом, история развития клиента типа «Золушка» содержит агрессию и пренебрежение со стороны матери, а также эмоциональную холодность и дистантность со стороны отца.

Золушка - отвергнутый ребёнок.

Чувствуя сверхвнимание и любовь, которые вызывает дочь у мужа, жена испытывает ревность, напряжение, гнев и в ответ избирает достаточно агрессивный и унижающий ребенка способ поведения.

Итак, Золушка оказалась отвергнутым ребёнком. Она лишилась любви и поддержки отца. Она превратилась в «функцию» – была вынуждена помогать мачехе с её родными детьми и заниматься тяжелой домашней работой, при этом не получая внимания, любви и заботы.

Ее ценность стала определяться только тем, насколько хорошо она выполняет свои обязанности, насколько соответствует требованиям социального окружения. Никого не волновало, что чувствует Золушка, чего она хочет, как ей живется.

Уход от реальности в мир фантазий.

Волшебные приключения, метаморфозы и удивительные события в жизни Золушки (превращения, красивое платья, роскошная карета, участие на балу, встреча с принцем) – плод ее воображения. Ведь реальность настолько сурова, настолько жестока, что оставаться в ней, переживая боль, унижения и отвержение, практически невозможно.

Важный диагностический признак стиля жизни Золушки– это жизнь в выдуманном мире. «Уход» в виртуальный мир защищает Золушку от полного саморазрушения и утраты самоуважения.

Золушка никогда всерьез не задумывается о своем положении, продолжая игнорировать печальную реальность, выполнять грязную работу, носить обыкновенную рубаху, отказываться от всех радостей жизни, никогда не жалуясь на притеснения и насилие.

Таким образом, Золушка не пытается проводить глубокий анализ своей жизни, своего места в семье, своего поведения и своих же в напряженных ситуациях. Она просто уходит от реальности в мир фантазий.

Нарциссизм Золушки.

Почему же Золушка ничего не предпринимает в реальности? Почему терпит унижения и оскорбления?

Такое жертвенное поведение является свидетельством скрытого нарциссизма героини. Возможно, именно демонстрация окружающим того, как она несчастна, как ее используют, эксплуатируют и не любят, позволяет Золушке гордиться собой и считать себя лучше, выше и достойнее других. Нарциссические защиты Золушки необходимы ей для поддержания ее самооценки и самоуважения.

Однако она не выражает открыто свое желание быть лучшей, выигрывать конкуренцию, получать внимание: наоборот, она всегда со всеми соглашается и всем подчиняется, ведет себя незаметно, не выражая практически никаких собственных желаний. Это поведение носит защитный характер и «оберегает» Золушку от столкновения с суровой реальностью.

Тщеславие Золушки.

Отрицая реальность, в которой она является обычной молодой девушкой, Золушка продолжает жить в выдуманном мире, где под грязным домашним платьицем прячется идеальная, умная, воспитанная красавица. Это - тщеславие Золушки.

Золушка стремится добиться грандиозного успеха и доказать всем, что она не просто бедная трудолюбивая девушка-замарашка, а настоящая принцесса. Именно поэтому уровень притязаний Золушки не обычный мужчина, а - сам принц!

Пробуждающаяся женственность требует своей реализации, однако она не прибегает к открытой реальной конкуренции с сестрами, а использует фантазийный вариант – предается мечтам, в которых она - принцесса, а ее избранник – принц.

Демонстрация жертвенности

Агрессивное, унижающее Золушку поведение мачехи формирует определенные мазохистические черты у героини. Это ведет к тому, что рядом с жертвой-Золушкой все члены семьи становятся тиранами. Возможно, Золушка провоцирует свое окружение на насилие, потому что извлекает вторичную выгоду из своего положения жертвы. Высокомерие Золушки-жертвы заключается в том, что она упивается своими страданиями, чувствуя себя при этом победительницей.

На первый взгляд, достаточно сложно разглядеть за наблюдаемым безропотным поведением, жертвенностью и даже мазохизмом истеричность Золушки. Однако это особая форма истеричности, проявляющаяся в демонстрации жертвенности и выполняющая функцию привлечения внимания.

Отношения мачехи и дочери.

Мать «…пытается как можно дольше оттянуть роковой момент отделения жизни дочери от собственной. Она может попытаться отрезать дочь от внешнего мира, сведя к минимуму любые ее потенциальные контакты. Мачеха (мать) вырастила дочь «для себя» и держит ее рядом, одновременно выстраивая с ней жесткие границы. В этих отношениях не учитываются ни желания, ни мечты, ни потребности, ни способности девушки...

От мачехи идёт посыл – ты не нужна мне целиком, мне нужны лишь твои навыки и умения. На это можно реагировать отчаянием и саморазрушением (по мазохистическому типу), уходом в мир фантазий (по истерическому типу) и доказательством матери своей ценности и уникальности (по нарциссическому типу).

Фея, как мать-заместительница.

Однако в истории есть мать-заместительница. То, чего героиня не может получить от мачехи – поддержку, заботу, уважение, помощь в выборе одежды - она получает от феи-крестной. Фея-крестная дает Золушке все то, о чем она мечтает, поддерживает ее, заботится о ней, относится к ней со вниманием и пониманием.

С другой стороны, фея-крестная выполняет для героини функции психотерапевта. Она чувствительна, эмпатична и понимает состояние героини.

Однако чрезмерная помощь Феи-крестной не является терапевтичной для нашей героини. Ее помощь выходит за пределы «зоны ближайшего развития». Золушка не в состоянии присвоить эту внешнюю поддержку. В сказке это символически показано, как потеря Золушкой туфельки. Туфелька может быть рассмотрена как символ опоры. У Золушки, согласно сценарию сказки, нет внутренней устойчивой опоры, и она не может рассчитывать на свои силы в ситуациях, когда заканчивается действие волшебства феи-крестной.

У Золушки нет ресурсов для изменения.

В сказке кардинально меняется внешняя ситуация, а не Золушка. При помещении Золушки в другую среду она будет либо по-прежнему играть роль жертвы, либо, наоборот, превратится в жестокого агрессора.

О перспективах Золушки...

Как ни печально признавать, но без глубокой реконструкции собственного Я, без интеграции образов Мачехи и Феи в один образ «достаточно хорошей матери» Золушка может пополнить ряды мечтательниц, жертв семейного насилия с высоким уровнем притязаний и низким уровнем самореализации.

Что в итоге необходимо сделать Золушке, чтобы обрести счастье? Во-первых, восстановить агрессивную часть своего "Я" для создания безопасности; возвратить настоящую, а не поверхностную чувствительность; перейти от фантазий и мечтаний к опоре на реальность; проинтегрировать эмоционально-образное «правополушарное» и логическое «левополушарное» мышления.

Выводы.

В психологии существует такой термин как «синдром Золушки» - это комплекс, который выражается низкой самооценкой и пассивным характером его обладательницы. По сути, типичная Золушка не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению. Родители считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, активно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может. Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли мудрой Феи всегда готов решать ее проблемы.

Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, она, словно пленница, живёт в небольшом замкнутом пространстве. И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность.  Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в ней умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Но эта пластичность и отзывчивость не идет ей на пользу. Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, она так и не научится определять свои таланты, желания, ценности.

Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и успехов. Золушками могут быть и красавицы, и умницы, и даже вполне успешные женщины. Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслуженный. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть». Ведь успешных Золушек не бывает, иначе - от чего тогда их будет спасть Принц?

Спасибо, что читаете! Друзья, если вам интересна тема психологии и самопознания, подписывайтесь на мой канал. Будет над чем подумать!

Наталья Иванова, психолог. Тел.(Whatsapp)+7-904-76-76-76-2; e-mail: natachaiv@mail.ru; Вконтакте: natalia_ivanova_psiholog.