Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Эволюция отечественных кассетных дек: Маяк-231 и другие

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

По сути выпуск кассетной деки «Маяк-231 стерео» стартовал в том же году(1983) как и описываемой в предыдущей статье «Радиотехника М201 стерео». Но официальные статистические данные далеко не всегда соответствовали реальному положению вещей. Страна была большой и момент появление того или иного изделия на прилавках с момента начала выпуска иногда разнился на год и более. Во всяком случае я впервые увидел 231-й в магазине ну никак не раньше 1985-го. А владельцем данного аппарата, а вернее даже двух сразу, стал лишь в 1989-м. Но приобрёл я их не в магазине, а "с рук" и, насколько помнится, за два я отдал сумму примерно равную стоимости одного нового. Наверное это самый популярный магнитофон подвергавшийся когда либо «твику» умельцами: как талантливыми, так и не очень. Лично мне можно сказать повезло. Те два экземпляра, попавшие в мои руки в 1989-м, были доработаны радиоинженером(который и являлся их предыдущим владельцем), с которым я в то время работал вместе на телевизионном заводе. Соответственно вопрос о материальной базе, как и о квалификации возникать не должен. Но сначала о самом аппарате вообще.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Как уже сказано выше аппарат выпускался с 1983 года Киевским радиозаводом «Маяк». Помимо совершенно нового механизма ЛПМ с мощным двигателем(что имело как плюсы,так и минусы)и электронно-логическим управлением, дека имела возможность программного управления автостопом и памятью.Задумка сама по себе возможно и неплохая,но реализация, как часто бывает, подкачала. Возможно именно из за подобной недоработки в последующих моделях 232 и 233 к функции программного управления уже не вернулись. Зато во всех трёх моделях было гнездо для подключения проводного пульта ДУ. Правда сам пульт мало кто видел вживую.

Меня в комментариях уже поправили что пульт на фото не от 231-го Маяка,а от катушечного 001-го. Так что то,как выглядит пульт от 231-го по прежнему остаётся загадкой. Фото из открытых источников.
Меня в комментариях уже поправили что пульт на фото не от 231-го Маяка,а от катушечного 001-го. Так что то,как выглядит пульт от 231-го по прежнему остаётся загадкой. Фото из открытых источников.

А вот возможность работы с тремя типами ленты(помимо Fe и Cr магнитофон мог работать и с лентой type III , то есть FeCr) –наверное у 231-го была у первого(ну или одного из первых).Правда найти такую плёнку в начале-середине 80-х было непросто. Но именно на ней (если верить тех.документации) диапазон воспроизводимых частот достигал вполне неплохих цифр(40-16000Гц).Интернет и владельцы(бывшие и настоящие)уверяют что 231-е «Маяки» не шли с сендастовой головкой, но те два 231-х, лично у меня были с сендастом. Мне казалось что с завода, но, возможно, "сендаст" был установлен бывшим владельцем в процессе "твика"-сейчас уже ни вспомнить,ни уточнить не получится. Строго говоря 232-й и 233-й "Маяки"уже не являлись кассетными деками: и у того и у другого на борту присутствовали пусть маломощные, но полноценные УНЧ и в комплекте шли простенькие АС на широкополосном динамике. По мне так это типично советское «ноу-хау».В капстранах полные магнитофоны к 80-м уже практически не выпускали. Исключение: узкоспециализированные «репортёрские» аппараты.В остальном же градация была такой: музыкальный центр –либо блочный, либо в одном корпусе (почему то у нас вполне логичное название "музыкальный центр" прижилось не сразу: магнитоэлектрофон(это проигрыватель пластинок,магнитофон и усилитель в одном корпусе(типичный пример Вега 117) или магниторадиола(всё то же самое плюс радиотюнер) –пример Вега-115 или Мелодия 105. Далее на «западе»(Японию тоже сюда запишем хотя географически это восток, но мы судим с точки зрения гео-политики) среди переносных аппаратов правили бал магнитолы.Но триумф магнитол у них вполне объясним: развитая система СТЕРЕО-вещания –главная причина популярности как магнитол, так и просто радиоприёмников и тюнеров. Последние у нас вообще не пользовались популярностью. Достаточно вспомнить фрагмент монолога Жванецкого( «про Грюндик»): «…теперь у меня на нём чайник, кошка и «Маяк» с трудом…».Но я отвлёкся и прошу прощения. Вернусь к 231-му.

Главный минус «Маяка-231» вытекал из его же плюсов. А именно мощного мотора в ЛПМ. Иногда при перемотке он просто срывал ракорд с подкатушечника. Мои доработанные экземпляры этим не страдали(а вот на аутентичных 232-м и 233-м я с этой проблемой впоследствии несколько раз сталкивался). Инженер, проделавший работу по доводке аппарата, каким то образом реализовал плавный переход в режим "стоп".Заранее извиняюсь если неправильно формулирую и не могу пересказать точную суть переделки-с той поры минуло уже более 30 лет,многое забылось ,а во что-то изначально не вникал). Кроме того было заменено много элементов. В основном конденсаторов. Благо их было где взять: как и большинство подобных заводов - завод на котором мы работали помимо товаров «народного потребления» выполнял и заказы «оборонки». Соответственно качественные комплектующие на заводе имелись))). В итоге, после всей проделанной работы, оба «Маяка» не только соответствовали всем параметрам, но, вполне вероятно, что и превосходили их. Во всяком случае кассеты, записанные на этих аппаратах, звучали практически неотличимо от исходника. Да, заранее соглашусь с грядущими комментариями о том что без доработки данная дека (как и многие другие) неидеальна. Но определённая тенденция уже намечалась. Впрочем об этом в следующем материале.

Маяк-232.Фото из открытых источников.
Маяк-232.Фото из открытых источников.
Маяк-233.Фото из открытых источников.
Маяк-233.Фото из открытых источников.

P.S. Маленький, но важный нюанс. Маяк-231 выпускался как в серебристом, так и в чёрном исполнении. Правда версии в "серебре" встречались нечасто, но теоретически возможность выбора "блэк или вайт" всё таки была.