Ратная палата в Царском Селе

В 1911 году в Царском Селе проходила юбилейная выставка. Именно тогда Елена Андреевна Третьякова, вдова брата основателя известной Третьяковской галереи, сделала подарок Николаю II в виде коллекции картин и собрания документов о российской военной истории. В начале мая 1913 года по распоряжению императора был заложен фундамент здания, где планировалась построить музей, для коллекции. В музее также предполагалась выставить экспозицию военных трофеев, прославляющих страну.

Проект здания разрабатывал Семен Юлианович Сидорчук. В работе ему помогали архитекторы С. А. Данини, Е. С. Павлов, В. Н. Максимов, В. А. Косяков. Большой вклад внесла сама Третьякова, которая пожертвовала на строительство здания крупную сумму. Она на собственные средства собирала экспонаты наследия. Строительство было полностью завершено летом 1917 года. К тому времени, в построенном здании решили создать музей, посвящённый героям Первой Мировой войны.

Ратная палата спроектирована в псевдорусском или, как его еще называют, неорусском стиле. Подобный архитектурный мотив получил свое распространение в конце XIX начале XX веков. Стиль объединяет в себе несколько направлений русской архитектуры. Он основан на использовании элементов древнерусского зодчества и византийской архитектуры. Также для него характерно использование элементов народного творчества.

Территория, на которой находится здание, в средние века относилась к Новгородским землям. Возможно, именно расположение сыграло роль при выборе архитектурного стиля. В строительстве комплекса Ратной палаты архитектор опирался на традиции псковско-новгородской архитектурной школы средних веков, которая меньше других поддалась влиянию западных культур. Монументальные здания того времени отличались простотой и массивными формами, поскольку основной функцией строений в XII-XIV веках была защита от вражеских нашествий.

Еще одна особенность архитектуры этого периода, которая явно прослеживается в здании Ратной палаты – форма здания. Как правило, сооружения тех времен, имели ассиметричную расстановку и разную высоту частей, их составляющих. По форме здание напоминает неправильный многоугольник. Оно богато на разноплановые геометрические формы, которые в совокупности образуют один большой комплекс, включающий в себя башни, галереи-переходы, хозяйственные и жилые помещения.

Несмотря на обилие форм, внешне строение смотрится величественно и торжественно. К основной части примыкает восьмигранная башня с конусообразной кровлей. Белоснежные стены комплекса с закруглёнными окнами заканчиваются шатровыми крышами, выкрашенными в зелёный цвет. Большой внутренний двор обнесён кирпичной стеной. Водосточные трубы облегчают зрительное восприятие мощной конструкции, обозначая отдельные ее части.

Обилие арочных свод можно встретить не только в форме оконных и дверных проемов, но и в декорировании фасада. Окна располагаются на большом расстоянии друг от друга. Те, что находятся под крышей совсем небольших размеров, и служат скорее для вентиляции помещения, а не для его освещения.

Вход украшает крыльцо с колоннами. Далее расположены резные дубовые двери парадного вестибюля или вход, предназначенный для ввода воинских команд. Обычно крыльцо – это легка пристройка с лесенкой или без, здесь же оно является неотъемлемой частью здания.

Фасад строения декорирован элементами в виде лепнин, кирпичной кладки, небольшим каменными карнизами между этажами и по периметру крыши. В архитектурный ансамбль Государевой Ратной палаты входит двухэтажный дом с барельефом, на котором изображен двуглавый орел. На общем фоне здания все украшения фасада представляются мелкими деталями.

При строительстве использовали отёсанные блоки известняка, плинфу и камень. Используя подобные материалы, поверхность стен получается неровной и требует дополнительной обработки, например, известью. Внутреннее пространство построек характеризовалось широкой расстановкой столбов.

В доме располагался 400-местный зал с ложей для императорской семьи и эстрадой для чтения лекций, которая была оборудована приспособлениями для просмотра кинематографических лент. Сводчатые потолки зрительного зала и галерей украшали барельефные гербы губерний, входящих в Российскую империю и фрески, работы художников И. Я. Билибина, Н. П. Пашкова и С. И. Вашкова. Роспись центрального купола считают изюминкой всего комплекса. Художники применили уникальную технику росписи силиконовыми красками по бетонному основанию.

По галереям-переходам из зала можно пройти в жилые комнаты. В галерее стены были выкрашены зелёной краской. В другом помещении были выставлены картины из коллекции Е. А. Третьяковой. Галерея с портретами Георгиевских кавалеров заканчивалась башней – ротондой. В восьмиугольной башне находилась библиотека, в которую можно подняться по парадной лестнице.

После революции здание палаты передали Агрономическому институту. На сцене клуба института выступали знаменитые русские поэты, такие как Есенин, Маяковский, Рождественский и другие деятели русской культуры.

Во времена Великой Отечественной войны архитектурный комплекс сильно пострадал от бомбардировок и артобстрелов. После в комплексе находились склады и жилые помещения. В 70-х годах была предпринята первая попытка реставрации Ратной палаты. Была произведена перепланировка здания, которая исказила его внутренний облик. В ходе работ реставраторы руководствовались сохранившимися фотографиями и архивными документами. Был заново воссоздан барельеф двуглавого орла, разрушенный в советское время. Экспозиция музея пополняется экспонатами, присылаемыми со всех уголков России и из-за рубежа. Мэр Москвы также преподнёс в дар музею семейные реликвии.

https://kelohouse.ru/ratnaia-palata.html

На нашем канале представлены различные направления архитектурного творчества. Вы начнете смотреть на город другими глазами, поскольку станете разбираться в архитектуре. У вас сформируется свое собственно чувство стиля и вкуса, что важно и ценно для всего нашего коллектива. Мы познакомим вас с архитектурным творчеством – от канадских домов и русского деревянного модерна – до домов, выполненных в древнерусском стиле и архитектурных мотивов царской резиденции в Измайлово.
Перейти на канал