Многие люди возмущены дефицитом денег, но им умело удается выстраивать личные экономические теории, при помощи которых они воздвигают стену защиты от бедности.
Как обнаружили стратегии бедности
В отличие от западных стран, где выставлять богатство на показ считается дурным тоном, поэтому о нем некорректно говорить в обществе, в менталитете славян заложено скрывать бедность (не всегда от окружающих, порой и от себя самого).
Необходимость убедить себя «я не смогу купить все, что захочу» обусловлена отсутствием должного материального благополучия при широком разнообразии разрекламированных товаров и услуг.
Способы психологической защиты от бедности не идентичны, а формируются под влиянием пола и возраста. Исследование экономических установок людей проводилось по опроснику «Деньги и отношение к ним». Автор – британский исследователь Эдриан Фёрнэм включил в него 60 базовых утверждений, что позволяют отразить установки, ценности, мнения, связанные с деньгами.
По завершению опроса удалось классифицировать отношения к деньгам по 4 типам с учетом восприятия аспектов заработка и расходования средств.
«Больше зарабатывать, меньше тратить»
Установка на необходимость получать больше и тратить меньше была отражена в «протестантской этике», которую сформулировал Макс Вебер. Данная этническая система делала акцент на значимости труда, самодисциплины, личных достижений и осуждала расточительство, слабости, роскошь.
За последние десятилетия бережливость сдала позиции, и «общество потребления» функционирует по правилу «Больше заработать, чтобы больше потратить», но даже это не избавило людей от внутренней тревожности за собственное материальное благополучие.
В результате поиска причин возрастания тенденции внутренне оправдывать свое положение, психолог и журналист Анна Фенько еще вначале 21-го века выделила 4 защитные стратегии, которые помогают людям не замечать бедность: «Лисица и Виноград», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин Кафтан», «Разборчивая невеста».