Найти тему
Дзен для авторов

«Контент-план — мотор для блогера»: как и зачем планировать публикации заранее

Оглавление
Лена Низеенко, Ольга Кашубина. Иллюстрации Светы Овчинниковой
Лена Низеенко, Ольга Кашубина. Иллюстрации Светы Овчинниковой

Контент-план — это заранее продуманный график публикаций, который заметно облегчает жизнь не только редакциям, но и блогерам. Как его составлять, какие приложения использовать и почему это удобно, рассказывают авторы каналов «ШБмнк» и «Без стыда».

Лена Низеенко, гендерная исследовательница, автор канала «Без стыда»

Зачем это нужно

Лодка с мотором движется куда быстрее, чем весельная. Контент-план — это мотор для блогера. Писать для души, в качестве хобби, можно и без него. Но если есть амбиции, а время дорого, то без плана не обойтись. Так действуют все профессиональные медиа. Если журнал хотят выпускать регулярно, без плана не выжить.

Контент-план:

  • Дисциплинирует. В работе на себя это важно: никто не придет к тебе напомнить о дедлайнах.
  • Спасает от стрессов в духе «А-а-а, о чем же сегодня писать?».
  • Упрощает планирование отпуска. Заготовить тексты впрок легче, когда есть готовый список тем.
  • Помогает разгрузить голову. Можно, конечно, просто запоминать, что такая-то рубрика у меня по понедельникам, а такая-то по средам. Но лучше освободить в голове место для творческих идей.
Лена Низеенко
Лена Низеенко

Как я планирую

На создание контент-плана я выделяю примерно два рабочих дня в месяц: один в середине месяца, другой в конце. В эти дни я записываю, структурирую, перекраиваю идеи для публикаций. Думаю, о чем писать дальше, добавляю источники, намечаю книги и статьи, которые нужно прочитать, разношу тексты по конкретным дням — планирую на месяц.

При этом я сторонница гибкого подхода. Если появляется важный горящий инфоповод или что-то ужасно интересное для меня, легко отступаю от плана. Еще бывает, что текст на задуманную тему никак не пишется, или подготовка неожиданно требует значительно больше времени, или тема рассыпается на несколько подтем. В этих случаях я тоже позволяю себе отойти от плана и написать о чем-то другом.

Какими приложениями пользуюсь

✅ Google Keep. В заметках я пишу все, что приходит в голову. Главное правило — перенести туда идею раньше, чем она выветрится из головы. Поэтому телефон с Google Keep — мой ежедневный рабочий инструмент. В заметку можно добавить фото или аудиофайл. Это удобно.

Хлеб гендерной исследовательницы — сексистские билборды на улице, гендерно маркированные продукты в магазине и дикая реклама в вагонах метро вроде «Пили ногти, а не мужа». Такой контент важно быстро ухватить, и Google Keep очень выручает. В нем же я сохраняю ссылки на кейсы, свежие исследования, новости из мира науки, книги, которые стоит прочесть, подкасты, которые полезно послушать.

✅ Trello. Примерно раз в две недели я сажусь разгребать заметки из Google Keep и переношу их в Trello. Записей обычно получается от пары десятков до пары сотен. Часть отсеивается, из оставшихся я формулирую темы для публикаций. Для удобства делаю это на десктопе, поэтому обхожусь без мобильного приложения.

В доске «Без стыда» у меня несколько столбцов, по одному для каждой постоянной рубрики плюс один для общих тем, которых больше всего. В описание темы я вношу все, что по ней накопилось. В комментарии добавляю полезные ссылки, прикрепляю исходники для иллюстраций, если уже нашла подходящие.

Trello — простое, интуитивно понятное приложение, карточки и столбцы можно легко менять местами и помечать.

-3

✅ Блокнот. Часть рабочей рутины я переношу в бумажный блокнот, который веду с первых дней существования канала «Без стыда». В блокноте мой контент-план обретает окончательную форму. Я расчерчиваю разворот по принципу «одна ячейка — один день» и карандашом вписываю темы. Когда текст по теме готов, прописываю тему ручкой. В конце месяца анализирую статьи, цветом выделяю успешные. Отчасти это медитативная практика: листы бумаги помогают мне физически ощутить объем проделанной работы.

Ольга Кашубина, медицинский блогер, автор канала «ШБмнк»

Ольга Кашубина
Ольга Кашубина

Зачем это нужно

Раньше я думала, что контент-план нужен лишь в ситуациях, когда постов очень много или когда автор ведет сразу несколько блогов. Но со временем осознала, что планирование — залог результата.

Это важно не только в Дзене, где от регулярности постов зависит карма, но и на любой другой платформе: читатели привыкают к определенному ритму публикаций. Если делаешь их слишком часто или, напротив, пропадаешь на несколько недель, люди отписываются.

Как использую

Контент-план помогает заметить, что какая-то тема, например диетология, начинает появляться чаще остальных. Я хочу рассказывать о разных отраслях медицины, без перекосов в какую-то одну сторону.

Еще план помогает мне оперативно отрабатывать обратную связь с читателями. В комментариях меня часто просят о чем-то рассказать, и по мотивам вопросов я пишу новые посты, которые выходят самыми удачными. Предложенные темы я стараюсь сразу же включать в контент-план, чтобы не забыть.

Ну, и главное — рекламодатели. Иногда я публикую нативную рекламу в виде отдельных постов или даже целых спецпроектов. Контент-план дает возможность оперативно сообщить потенциальному клиенту, когда и с какой периодичностью я могу выпустить рекламные материалы.

Где делаю

Я работаю вместе с иллюстратором Дашей Кузнецовой. Ей важно знать объем работы на ближайшие дни как минимум за неделю, тогда она успевает нарисовать или отредактировать все нужные мне картинки. Поэтому я веду контент-план в гугл-таблице, к которой у Даши есть доступ.

-5

Когда выпускаю посты

Ко времени публикаций я особо не привязываюсь. Тестировала сервис «Амплифер», который умеет подсказывать лучшее время для постов в разных соцсетях, но не понравилось. Да, популярность публикации может зависеть от времени, но куда большее значение имеет ее качество. Я делаю ставку на постоянных читателей, которые прощают мне гибкость во времени выхода постов.

-6

Бонус от редакции: 5 приложений для создания контент-плана

☑️ Google Sheets

Самый доступный планер с простым интерфейсом. Похож на Excel, не требует установки дополнительных программ.

☑️ Trello

Классический инструмент для любителей планирования. Можно использовать одному, можно работать в команде (и даже в нескольких сразу). Позволяет маркировать этапы готовности, поэтому значительно упрощает взаимодействие в небольших коллективах.

☑️ WordPress Editorial Calendar

Календарь позволяет видеть все публикации и их даты, редактировать черновики, отмечать статус готовности. Идеален для проектов на WordPress.

☑️ BrightPod

Хорошая программа для планирования задач, расстановки приоритетов, назначения исполнителей и дедлайнов и ведения аналитики проекта. Интерфейс на английском, но разобраться легко, потому что BrightPod управляется по принципу drug & drop.

☑️ CoSchedule

Программа позволяет не только планировать публикации, но и настраивать автопостинг в социальные сети. Можно вести аналитику проекта.

Подготовила Саша Новикова