Как встать на учет в военкомат по месту фактического проживания (без регистрации)

39K прочитали
Федеральным Законом от 06.02.2019 г. №8-ФЗ были внесены изменения в Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе».

Федеральным Законом от 06.02.2019 г. №8-ФЗ были внесены изменения в Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе». В частности, пункт 2 статьи 8 дополнен новыми абзацами следующего содержания:

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Из приведенной выше нормы можно сделать однозначный вывод о том, что теперь регистрация для постановки на воинский учет не нужна.

Следует заметить, что и раньше слова «регистрация» в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не было, что позволяло отдельным должностным лицам некоторых военных комиссариатов в необходимых для них ситуациях весьма широко толковать требования закона. Не секрет, что в целях выполнения задания на призыв и при наличии претендентов (то есть призывников, соответствующих требуемым условиям), отсутствие у них регистрации не создавало серьезных препятствий для их отправки в вооруженные силы.

С тех пор ситуация кардинально изменилась. Для сотрудников военкоматов возможность в определенных ситуациях вольно толковать закон сменилась обязанностью ставить на воинский учет каждого призывника, подавшего заявление о постановке и указавшего адрес фактического проживания на территории данного военкомата.

Подобные изменения в законе были встречены работниками органов военного управления без восторга (особенно в крупных городах, где нет недостатка в призывниках), так как объем их работы существенно увеличился. Ведь необходимо не только поставить штамп о постановке на учет в документ воинского учета призывника, но и запросить его личное дело, а также провести в отношении него весь комплекс необходимых мероприятий. Сам призывник при этом может легко передумать проживать в данном районе (муниципальном образовании) и переехать в другое место, написав аналогичное заявление о постановке на учет уже в другом военкомате. Ведь формально для постановки на учет не требуется ничего, кроме заявления. Личное дело будет бесконечно кочевать из одного района в другой, а призывник так и не станет солдатом срочной службы и при этом не нарушит закон.

В этой связи сотрудникам военкоматов приходится придумывать всевозможные административные барьеры для желающих встать у них на воинский учет без регистрации.

Самой распространенной практикой является придумывание списка документов, которые необходимо предоставить для постановки на воинский учет без регистрации. Везде данные рознятся и количество требуемых справок зависит от фантазии конкретного служащего.

Например, в одном из военкоматов для постановки на воинский учет без регистрации просят предоставить следующие документы:

- паспорт и его копия;

- приписное удостоверение;

- СНИЛС;

- ИНН;

- свидетельство о браке и рождении детей;

- документ об образовании;

- справка об отсутствии судимости;

- водительское удостоверение;

- справка с места работы или учебы, для неработающих - справка из центра занятости;

- копия трудовой книжки;

- письменное подтверждение владельца о проживании гражданина у него без регистрации, копия договора найма;

- справка по форме 9 с места жительства.

Большинство из приведенных выше документов либо есть в личном деле призывника, либо не имеют к воинскому учету никакого отношения. Однако их упорно требуют военкоматы, отказывая в постановке на учет при отсутствии хотя бы одного из документов.

Подобные действия выходят за рамки закона. Призывнику следует попросить поставить на копии заявления о постановке на воинский учет штамп и входящий номер о его принятии. В крайнем случае, приходится отправлять заявление заказной корреспонденцией. Следующей стадией является обжалование отказа в постановке на воинский учет, либо бездействия сотрудников военкомата в судебном порядке.

С одной стороны, сложившейся ситуации следует порадоваться, так как наконец-то не военкомат бегает за призывником, а наоборот. Но следует признать, что формулировка закона создает огромные возможности для злоупотребления с обеих сторон.

Призывник, имеющий основания для освобождения от призыва (например, по состоянию здоровья) и не имеющий регистрации, не может реализовать свое право. В то же время, призывник, у которого подобных оснований нет, имеет возможность кочевать из одного района в другой, не меняя регистрацию и избегать тем самым призыва в армию.

Сотрудники военкоматов, в свою очередь, с одной стороны, вынуждены делать большое количество «холостой» работы. С другой стороны, они могут осуществлять постановку на воинский учет по собственному «внутреннему убеждению», не всегда направленному на соблюдение государственных интересов.

Больше полезной информации на нашем канале и в сообществе вконтакте.