Есть много разных фильмов о дружбе. Но этот, пожалуй, один из самых необычных. Что общего может быть у творческого человека, живущего в мире богемы, и рационального, практичного таксиста? И какая сила способна соединить этих людей, хотя бы временно?
Гениальный, но сильно пьющий саксафонист Леша Селиверстов (Петр Мамонов), переживающий тяжелые времена без денег, работы и семейного счастья, случайно попадает в такси к Ивану Шлыкову (Петр Зайченко). Иван подвозит пассажира, но тот обманывает таксиста, и уходит, не заплатив. Потом Шлыков находит беспечного музыканта, и начинается история их взаимной ненависти и борьбы, постепенно переходящей в дружбу.
Пытаясь получить от Селиверстова свои кровно заработанные деньги, Шлыков поселяет его у себя в комнате. Он пытается перевоспитать слабохарактерного музыканта, заставляя его мыть машины в автопарке и вести здоровый образ жизни. Но бедовый Селиверстов перевоспитываться не желает, и даже в условиях искусственных ограничений, умудряется находить привычные "радости жизни".
Он вырывается из под опеки бдительного Шлыкова, и пускается во все тяжкие. Закономерным итогом этого увлекательного вояжа становится в вытрезвитель. Но на помощь опять приходит упрямый таксист, воспитательные меры которого становятся еще жестче. "Будешь ты у меня человеком. Будешь!"
Отношения главных героев фильма, начавшиеся со взаимной неприязни, в процессе совместно преодолеваемых трудностей, становятся все теплее. При первой встрече музыкант говорит Шлыкову: "Хорошая у тебя фамилия - Шлыков. Надежная, как кирпич. С тобой, наверное, на лесоповале хорошо. Когда минус 40, и спички кончились".
У истории про пьющего, но талантливого музыканта оптимистичный финал. Счастливый случай помогает ему познакомиться с коллегой из Америки, и эта встреча открывает путь к долгожданной славе. Только став популярным и богатым, Селиверстов приобретает авторитет в глазах прагматичного Шлыкова. И только общественное признание музыканта позволяет ему поверить в этот талант.
Селиверстов ухитрился - таки стать человеком: приобрел уважение и заработал много денег. Но при этом он не перевоспитался так, как хотелось бы Шлыкову. Он не стал "пахать, как конь", и не бросил свои вредные привычки.
В конце фильма музыкант триумфально является в коммуналку к Шлыкову вместе с компанией нетрезвых коллег. Он дарит ему красный шелковый халат, надувную резиновую женщину, и уезжает веселиться дальше. Таксист остается в печали. Он слишком поздно понял и талант, и душу своего друга Селиверстова, но тот уже далеко. И на память о нем осталась лишь надувная кукла.
В 1990 году на Каннском кинофестивале "Такси - блюз" Павла Лунгина победил в категории "лучший режиссер". Думается, совершенно справедливо. Один из лучших фильмов про эпоху и людей 90 - ых - время великих страстей и больших поступков.
Кстати, в 2019 году Павел Лунгин заявил, что хочет сделать "парафраз" своего фильма "Такси - блюз". Это заявление было сделано режиссером на на питчинге Фонда кино. Предположительно его новая картина будет называться "Красный арсенал" (источник ТАСС 13.04.2019).