Экспериментаторы из мусульманской среды были ответственны за доведение процесса дистилляции до высокого уровня сложности. От них рецепт попал в Европу через мусульманскую Испанию и Италию. Именно с Востока Европа переняла перегонный куб и слово "алкоголь", последнее с арабского означает "мелкий порошок".
Употребление алкоголя было широко распространено по всей Аравии до распространения ислама. Разнообразие наименований указывает на то, что алкоголь был частью повседневной жизни и культуры арабов. Они пили не только вино (хамр - производное винограда или фиников), но и другие алкогольные напитки, полученные путем ферментации меда, фруктов, злаков, сухофруктов и сушеных ягод.
Употребление алкоголя оставалось важной темой даже после появления ислама. В арабском мире об этом свидетельствует жанр винной поэзии (аль-хамрия) и творчество ибахи (распущенных поэтов), которые прославляли вино и пьянство.
Анализ коранических стихов и хадисов показывает, что запрет на алкоголь в исламе проходил в три этапа в период жизни пророка Мухаммеда. Сначала употребление алкоголя допускалось, затем не поощрялось, после вовсе стало запретным (даже торговля алкоголем оказалась под запретом).
1. В ранний период в откровении Мухаммеда не было запрета на алкоголь. Признавалось, что алкоголь несет в себе как пользу, так и вред. Алкоголь даже сравнивали с азартными играми, в которых тоже находили пользу. Считается, что приведенный ниже аят относится к раннему этапу жизни Мухаммеда, пророк его получил до того, как община мусульман отправилась в Медину.
"Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек»". (Коран 2:219)
2. Проблемы возникли, когда некоторые из последователей Мухаммеда пришли на молитву, употребив алкоголь до состояния опьянения. Это привело к запрету приходить на молитву пьяными. Поскольку благочестивый мусульманин должен молиться пять раз в день с интервалом в несколько часов, было трудно выпить слишком много и быть трезвым для следующей молитвы. Считалось, что этот аят написан в период, когда Мухаммед был главой Медины.
"О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите..." (Коран 4:43)
3. На более позднем этапе Мухаммед полностью запретил употребление алкоголя, возведя его в харам - греховное действие. Если верить хадисам, то в тот момент мусульмане перестали даже торговать алкоголем, что должно было сильно сказаться на их экономике. Мусульмане должны были выйти на улицу и вылить содержимое бутылок.
"О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете". (Коран 5:90)
Из сборника хадисов "Сахих Муслим":
Абу Саид аль-Худри сообщил: Пророк, мир ему и благословение, обращаясь к людям в Медине, сказал: "О люди, Всемогущий Аллах имеет в виду вино. Возможно, Аллах скоро откроет приказ относительно этого. У кого есть немного алкоголя, пусть продаст его и получит от этого выгоду". Мы подождали совсем немного, пока Пророк не сказал: "Воистину, Всевышний Аллах запретил вино. Тот, кто знает этот стих и у кого есть немного его, пусть не пьет и не продает его". Люди вышли на улицу с тем, что у них было, и вылили это. (Сахих Муслим 1578)
Таким образом, отказ мусульман от алкоголя происходил постепенно. Сначала он был позволителен, если в меру (прямо как у христиан), затем его стали ограничивать, после вовсе запретили.