Найти в Дзене

Что стало с проектом "Офис у Дома" . История одного банкротства.Часть 1.

Что стало с «Офис у дома», проектом, которым я занимался 2,5 года. Подробно напишу, что произошло, так как много приходит сообщений в ЛС. Да и в комментариях тоже проскальзывают вопросы о судьбе бизнеса.

Официально проект родился 10 мая 2016 года, когда мы с партнёром Михаилом написали стратегию развития проекта на 10 лет вперед, определив промежуточные цели через 1 и 3 года. Распечатали стратегические планы, повесили на стене и начали действовать. Идея бизнеса была в открытии большого количества мини бизнес-центров на базе пустующих офисных помещений, в которых можно было бы приехать поработать физически, так как они были оборудованы письменными столами, провести переговоры и/или зарегистрировать юридический адрес. Ну плюс интернет и коммунальные услуги входили в стоимость. При этом, основным фактором был также аргумент нахождения этих самых офисов рядом с домом потенциальных клиентов. По-современному можно сказать, что это был коворкинг с юрадресами.

Так как изначально проект был рассчитан на спальные районы, где аренда помещений не высока, то цену за такую услугу мы смогли сделать на старте всего 3.000-00 в месяц. В общем можно сказать, что явно мы угадали с форматом и бизнес пошёл! Очень быстро стали бурно расти, но своих денег (на старте было инвестировано 950.000-00 денег Михаила) не хватало, и через полгода пришла идея привлекать инвестиции для ещё большего и быстрого расширения, то есть привлечь деньги инвесторов. Проект буквально получил «второе дыхание» - офисы в городах стали появляться как грибы после дождя. К концу 2017 года в нашем управлении был 31 офис!

Первый год был идеальным, и с точки зрения развития бизнеса, и с точки зрения доходности для инвесторов, хотя формула выплаты оказалась несколько ошибочной и на выплаты уходила почти вся прибыль, но это был технический момент. Главное, что проект расширялся и будущее было приятным и безоблачным: мы помогали малому бизнесу начать свое дело, неликвидные помещения на окраине получали арендаторов, мы платили белую ЗП сотрудникам, делали выплаты нашим партнёрам инвесторам и чётко платили налоги в казну нашей страны.

Но вот здесь придётся сказать фразу «...не в то время и не в том месте...» воплощали мы свою идею. На нас обратило внимание государство в лице чиновников из налоговой. И это не было предложением помощи…

Первые «звоночки» начались где-то летом 2017 года, но сначала это были единичные случаи и нам как-то удавалось находить компромиссные варианты решений. Суть претензий была одна — так называемый «массовый адрес». То есть это такой адрес, на который зарегистрировано большое количество организаций. Как такового прямого ограничения по количеству в законе нет. Ни основной в этой сфере закон 129-ФЗ «Закон о регистрации юридических лиц», ни 14-ФЗ «Об ООО» не указывает какое количество должно быть организаций в одном помещении. Даже наоборот, закон довольно лоялен: в заявлении, которое надо подать в ИФНС, этот пункт выглядит следующим образом: «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.»

Переводя на нормальный язык это звучит приблизительно так: «По какому адресу искать директора?» Что-то типа «прописки» только для юриков (юридических лиц).

Ну вот здесь и начинается поле для игры воображения. В дело вступают внутренние инструкции ведомства. В них уже начинают фигурировать цифры, в зависимости от города где-то это может быть 5 организаций, а где-то и 50, а где-то и 100, и 200. Рамки размыти и определяются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО точкой зрения местных налоговых органов. Чем крупней город, тем больше цифры. Но так как по своей сути они противоречат закону (ведь закон чётко не регламентирует количество организаций), то в лучшем случае эти инструкции показываются, а как правильно на них ссылаются устно. В обиход введён термин «массовый адрес» и он носит исключительно негативный характер. То есть часто между словом «массовый адрес» и словом «мошенники» ставится знак «равно».

Так как свою первую организацию я регистрировал ещё при СССР в 1991 году, в торговом отделе Кировского Райисполкома города Ростова-на-Дону и налоговую отчетность я печатал на машинке «Любава» и сдавал ещё в ГНИ, то вся эволюция развития юридических аспектов процесса регистрации фирм проходила на моих глазах. И даже отчасти при моём непосредственном участии, так как владел юридической фирмой с 2003 по 2103 год, которая активно занималась регистрацией компаний. По скромным подсчётам нами тогда было открыто около 5-6 тысяч организаций.

В общем, исходя из своего опыта, могу сказать: как абсолютно в любом бизнесе есть и не совсем чистые на руки предприниматели и чиновники-коррупционеры. В качестве примера приведу ситуацию на самом старте «Офиса у Дома» - самый первый офис в Москве мы открыли на Юрловском проезде (м. Бибирево) ровно 1 июля 2016 года. Как всегда дал много объявлений на Авито и Циан и сижу жду звонков и клиентов. Много звонков и много вопросов, формат-то новый и непонятный (все-таки офис за 3000 рублей в месяц, да ещё и в Москве, внимание мы привлеки однозначно) и вот звонит молодая девушка и предлагает приехать с интересным предложением. Приезжает и очень быстро, чётко (видно, что уже отработано за много раз) выкладывает следующее: «Мы компания, которая торгует юридическими адресами. У нас очень большая реклама и очень большая база клиентов. Мы прямо оптовики, и нам постоянно нужны новые адреса. У нас самая низкая цена в Москве, наши адреса стоят 6.000-00 рублей в год. Ваш адрес абсолютно чистый, здесь нет ни одной компании. Вы нам даёте гарантийное письмо с печатью, а мы вам за каждое письмо 2 тысячи рублей, 2 тысячи рублей мы платим в налоговую, чтобы они закрывали глаза на массовость и 2 тысячи — нам. За 5-6 месяцев мы продадим около 1000 адресов и тогда адрес признают массовым и он для регистрации больше не подойдёт, но это и так очевидно. Потом этот офис можно будет сдавать только как обычное помещение. Но вы заработаете 2 млн и дальше сдавайте себе на здоровье» :)

«Это Москва, детка» - подумал мой провинциальный мозг. Я не мог поверить, чтобы такими цифрами можно было оперировать: ТЫСЯЧА компаний на одном адресе!!! Я же прекрасно понимал, что такой поток могут дать только «однодневки» но не может в таком количестве расти экономика страны, даже в Китае наверное… Девушка решила сделать контрольный информационный выстрел: «У нас сейчас в 20 Налоговых есть такие адреса, и в каждой налоговой по 7-10 адресов», но они быстро заполняются, так что мы заинтересованы, чтобы вы тоже быстро росли и мы все ваши адреса готовы брать в такой формат. Подумайте, какой смысл вам заморачиваться с вашими коворкерами, бегать за ними, получать с них эти копейки. С нами, если вы будете плотно сотрудничать, за год хорошо поднимитесь и сами потом купите свои помещения и хорошо будете себя чувствовать. Надо жить сейчас!» Ей было на вид около 23-24 лет, мне тогда почти 45 и я сидел и смотрел на неё с широко открытыми глазами ушами и ртами. Мой мозг, судорожно умножал 20 районов на 7 офисов, на 1000 компаний, на 2000 рублей и суммы были какие-то астрономические, хотя всегда хорошо считал в уме — в этот раз началась путаница с нулями, но всё равно ИТОГО было большое. НЕ верилось, что такое может быть и что такой размах может иметь место быть. Влазить в такое не было ни малейшего желания, и поэтому сообщив ей, что помещения не наши и навряд ли собственник пойдёт на такое, мы с ней расстались, ну дежурно пообещав уточнить у владельца помещения и перезвонить «если что» …

Больше мы с ней не виделись и не созванивались. Но благодаря этой встрече я понял, что масштабы регистрации компаний могут иметь любые размеры. Даже гигантские.

И поэтому, когда на наших адресах со временем стало появляться 15 или 20 компаний, к нам стали приходить с проверками. Вначале это были сотрудники оперативного контроля. Их задача была в том, чтобы выяснить находится ли фирма по этому адресу.

Конечно же всё это было похоже на цирк. Классическая ситуация. Акт первый.

Приходят два молодых человека 28-32 лет и один из них показывает удостоверение сотрудника налоговой службы.

Ну и диалог:

«Нам нужна фирма «Омега, она здесь находится?», - говорит один из них.

«Да, здесь» - отвечаем мы.

«Вы директор?», - следующий вопрос

«Нет, его нет, это наш арендатор и у нас есть доверенность от него на получение любой корреспонденции» - почти уверенно сообщает наша сторона

«Тогда составляем акт о том, что директора нет» - следует удивительное по красоте логическое умозаключение.

«Но, у нас же висит табличка, у нас есть договор аренды с этой организацией, платежное поручение об оплате аренды, и копии их уставных документов» - в этой фразе весь обширный опыт ведения бизнеса в нашей стране!

«Но директора же нет!» - раздраженно повторяется основная фраза нашей встречи.

«Сергей Сергеевич (имя и отчество предусмотрительно взято и запомнено во время мгновенного мелькания корочки перед глазами), ведь по закону по месту нахождения организации должна быть обеспечена связь с исполнительным органом, то есть мы по доверенности от него можем принять от Вас любую информацию и передать нашему клиенту. Вот у нас даже есть в договоре такой пункт. Мы прямо даже обязаны это сделать, за это он нам платит ежемесячно 3000 рублей в месяц, официально!» - набор документов на столе, ссылка на закон и много слов немного раздражают нашего собеседника, делается пауза, вздохи и

Далее следует второй акт.

«Ну давайте подпишем протокол обследования помещения, вы нам распишитесь и я отдам своему начальнику, потому что у меня от него задание проверить ваш адрес, а то много сюда в последние время организаций начинает регистрироваться» - звучит финальная фраза и мы вместе садимся за стол составлять акт обследования помещения. Вот здесь начинается самое интересное: как правило, большинство нарушителей просто ждут, когда проверяющий всё заполнит и покажет, где надо расписаться. Но на самом деле, в этом документе довольно большой смысл и значение. Поэтому его надо составлять вместе и это должно быть коллективное творчество! Садимся рядом и как только доходим до пункта «обнаружил» вместе пишем, «табличку ООО «Омега», «копии уставных документов ООО «Омега», «договор аренды с ООО «Омега» и «доверенность от ООО «Омега» на ФИО». Сначала будет лёгкое сопротивление, так как немного ломается стандартный ход вещей, но здесь важно мягко, но настойчиво напомнить: «Ну табличка же висит? Висит. Уставные есть? Есть. Договоренность имеется? Имеется. Ну так давайте запишем»

И получается из Акта негативного Акт нейтральный. Директора нет, но всё остальное есть. Ну и теперь можно пойти в небольшое наступление, уточнив так а что же все-таки передать директору? Как правило: ничего не надо передавать, так как это просто была проверка.

И закрепляем успех: «Возьмите нашу визитку, мы всегда на связи. Мы только за белый и нормальный бизнес, против «однодневок» и всяких мутных персонажей. Вот стеллаж, здесь все договоры со всеми нашими клиентами, они все с нами на связи, мы по каждому готовы отчитаться перед налоговой и обеспечить коммуникацию с генеральным директором или главным бухгалтером. Вот еще у нас есть буклет, тоже возьмите. Вот здесь написано, чем мы занимаемся — это называется «ковокринг», это сейчас активно набирает обортоы во всем мире. Это очень удобно начинающим предринимателям. Больше бизнеса — больше налогов в бюджет! Всем - хорошо! Да, кстати и лично Вам ведь тоже выгодно иметь дело с нами: достаточно позвонить только по одному телефону (нашему) и мы, как секретари, свяжем Вас с любым руководителем, арендующего в нашем вот таком простом бизнес-центре. Чем Вам лично бегать по 20 адресам и «целовать замки» и дразнить собак. Тем более народ по большей части старается шифроваться и прятаться. Все-таки «смерть и налоги», сами понимаете ;)»

Такой финал в большинстве случаев довольно сильно менял отношение к нам с агрессивного настроя на, скажем так, удивлённый. По всему было видно, что мы первые, кто так декларировал свои цели и задачи и проявлял такую открытость.