Не трогай эту кнопку! Или почему выключение ESP глупо и опасно

Собственный перевод статьи Джека Баруса "Don't Touch That Button: Turning Off Stability Control Is Dumb and Dangerous" Существует популярное мнение, что ESC/ESP – электронная система контроля...

Собственный перевод статьи Джека Баруса "Don't Touch That Button: Turning Off Stability Control Is Dumb and Dangerous"

Существует популярное мнение, что ESC/ESP – электронная система контроля устойчивости автомобиля — ещё одна «нянька», что-то, что разрушает радость от вождения. Как и большинству людей, однако, она может спасти вашу жизнь.

Я не слежу скрупулезно за общим количеством проведенных мною заездов или количеством различных пройденных мной трасс, но однажды, после ночного заседания за электронными таблицами, я с уверенностью заявляю, что обучал свыше 500 гонщиков-любителей на той или иной трассе. В этом году я не планирую учить многих, поэтому может, добавлю в список имен 15 или 20.

Каждый настоящий новичок, разумеется, уникален — но вы удивитесь, сколько общих для всех неверных ожиданий, предрассудков и привычек они имеют. Возможно, один из двадцати может выполнить правильный переход на пониженную передачу перекатом стопы с пятки на носок. Тревожащему проценту, скажем, половине, надо напоминать о торможении в конце длинного разгонного участка трассы VIR – Virginia International Raceway – к которому они подъезжают на скорости около 185 mph, в зависимости от машины, на которой они приехали поездить по трассе. Иначе они съедут прямо с конца трассы на длинный заросший травой холм, известный как «американские горки».

Наконец, что не менее важно, у нас есть Выключальщики Контроля Стабилизации. Эти ребята втихаря выключают ESC/DSC/как-бишь-его-там-называет-производитель-автомобиля перед тем, как я сяду в машину. Более трёх четвертей моих учеников делает это. Такая привычка настолько распространилась, что я сейчас всегда проверяю,полностью ли включена система контроля устойчивости перед тем, как я выеду за пит-лейн с учеником — из раза в раз, первый ли это наш круг вместе или тысячный.

Это озадачивает: если вы выезжаете на гоночную трассу в качестве водителя впервые в жизни, ведя собственную машину, за которую вы материально ответственны, какого же черта вы выключаете систему, назначение которой — предотвратить неконтролируемое вращение машины, которое может привести к разного рода увечьям? Когда я прыгал с парашютом в первый (и последний) раз, я что-то не заметил, чтобы кто-нибудь хвастливо выкинул свой запасной парашют в мусорный контейнер. Когда я пользовался навесной переправой, я не видел никого, кто бы отказался пристегнуть второй карабин к стальному тросу. Так почему так много водителей одержимы выключением контроля устойчивости?

После немалых раздумий я решил, что это из-за дезинформации, невежества и гордыни — примерно в равных долях. Назовем их Тремя Всадниками Перворазового Гоночного Апокалипсиса — как это пережито многими водителями BMW M-серии или Корветов.

Первый всадник: Дезинформация — вина моих коллег по автомобильной журналистике.

Стандартный пассаж в автожурналистике примерно таков: «Gargantua Bilgebeast 3.7 LX обладает значительной недостаточной поворачиваемостью на узких дорогах, но выключение ESC позволяет сбалансированно управлять легкой игрой газом, выходя из поворотов с должной дозой контр-вращения руля и дымом из-под обоих задних колес». Такие строки практически всегда без исключения выходят из-под пера людей, чье ближайшее соприкосновение с пресловутой «ограниченной управляемостью» - это просмотр гонок «Формулы-1» по телевизору.

Я сидел рядом с такими на множестве автомобильных пресс-туров. Некоторые из них пишут для уважаемых изданий. Иногда даже знаменитых и непогрешимых британских газеток. Снова и снова я наблюдал, как они слишком быстро входят в поворот, тормозят и поворачивают одновременно, перегружая передние колеса, и доводят баланс автомобиля до того, что лампочка ESC моргает, словно морзянкой под руками Эдди Ван Халена. На этом этапе тяжелая работа всех инженеров-разработчиков автомобиля вступает в дело, компьютер разбирается со всем этим, машина медленно, но без заноса выходит из поворота, а личность за рулем начинает жаловаться на «недостаточную поворачиваемость» - и ей невдомек, насколько он приблизился к тому, чтобы мы оба сходили в туалет из-за его тяжелой идиотии.

Если вы «моргаете» лампочкой ESC на общественной дороге, вы делаете что-то исключительно рискованное, исключительно глупое, исключительно неумелое — или возможно, все это одновременно. Не делайте этого. Да, я признаю, что иногда проводил дни на пустой горной дороге, словно это был калифорнийский гоночный трек Лагуна Сека, выходя из поворота с заносом. Я не оправдываю этого и я не горжусь собой, что делал это. Подобное поведение следует оставить для гоночной трассы.

Да даже и на треке для ESC найдется место — и это то, когда в игру вступает второй Всадник — Невежество. Многие из моих новичков думают, что ESC «испортит весь фан» или «будет их останавливать». Факт в том, что вы можете вывести большинство машин в пределы двух-трех секунд от их лучшего круга со всеми включенными системами. Для справки, средний ученик-новичок выходит за пределы 30 секунд из лучшего круга, а средний «упёртый продвинутый» с 50 проведенными на трассе выходными за плечами — от трех до пяти секунд отстает от лучшего времени.

Это верно, что очень ранние системы контроля тяги и стабильности, такие например, как ASC+T, которые устанавливались на «бимеры» девяностых годов, могут быть несколько гиперактивными и содержали ошибки. Они, однако, исключение, и большинство современных автомобилей очень умны, когда дело касается удержания автомобиля в узком повороте. Многие более новые автомобили спортивного типа, начиная с Корвета C5, могут распознать признаки вождения на гоночной трассе и немного ослабить удила. У них также существует режим «трасса» или «гонка».

Я, однако, не даю моим новичкам пользоваться этими режимами потому, что они разработаны для водителей, знающих, что они делают. Вот тут-то в игру и вступает Третий всадник: Самомнение. Никто из нас не любит признавать, что как водителям нам всегда есть, куда совершенствоваться — даже если мы посещаем курсы водителей! Но истина в том, что даже лучшие водители могут допускать ошибки. Когда я веду обычный автомобиль по мокрой гоночной трассе, я обычно оставляю все системы включенными. Почему? Ну, я проехал тысячи кругов по мокрой трассе на гоночных машинах, на которых не было даже ABS, и я трогательно благодарен за систему, которая помогает мне не пользоваться легчайшими прикосновениями к педали газа на выходе из 12 поворотов каждые полторы минуты. Зачем без нужды рисковать без получения дополнительного «фана»?

Контроль стабильности не устает. Он не отвлекается, думая о следующем круге, повседневной работе, подружке или ужине после целого дня на треке. Он не пугается проскользнувшего впереди автомобиля и не оценивает неправильно сцепление с дорогой, не разглядев отблеска воды на входе в поворот.

Подумайте вот о чем: водители «Формулы-1» - лучшие в мире (ну хватит, фанатики ралли и NASCAR, вы знаете, что я прав) и однако гоночные команды готовы были сдвинуть тверди небесную и земную, чтобы установить скрытую систему контроля устойчивости, дабы помочь гонщикам. Раз Михаэль Шумахер или Льюис Гамильтон могут выиграть от небольшого вмешательства компьютера, то можете и вы.

Когда я вижу, что мои ученики отключают систему контроля устойчивости, я прошу включить ее обратно, объясняя, как и почему она им помогает. Я говорю им: наступит день, когда они поведут машину вообще без помощи компьютера, к примеру Spec Miata, по гоночной трассе — и тогда они будут желать, чтобы это вмешательство вернулось. Я объясняю: вы можете ехать быстрее, используя лампочку индикатора ESC для тренировки. Когда вы видите, что она моргает — спросите себя, что вы сделали неверно, чтобы вывести автомобиль из равновесия — и исправьте эту ошибку в следующий раз.

Большая часть откликается на мои просьбы. Те же кто нет? Ну, им придется просидеть на месте время тренировки, пока не найдется инструктор, желающий занять мое место. В хобби проведения выходных на гоночном треке достаточно риска, чтобы не усугублять его неизвестными факторами.

Я думаю, что должен закончить предостерегающим рассказом. У меня был однажды ученик, очень шустрый парень. В течение нескольких лет он он дорос до того, что мог водить очень мощные машины практически на самом их пределе. Он был обычно в нескольких секундах от меня. В прошлом месяце, когда я катался на самокатах Razor с сыном по глухим переулкам, он позвонил мне. Он сделал ошибку на трассе. Большую ошибку. Разбил в хлам машину за $50000, на которой ездил на работу. Когда я насел на него, прося рассказать все обстоятельства подробно, он признался, что отключил ESP, чтобы улучшить свое лучшее время круга на полсекунды. Его авария, когда машину завертело волчком и задом вбило в бетонный отбойник, могла быть предотвращена ESC. У парня был талант. У него была смелость. А сейчас у него последствия сотрясения, которые не хотят вылечиваться. Он может жить со своей ошибкой, если это поможет остальным. Будьте умны. Не трожьте эту кнопку.

Об авторе: Родился в Бруклине, Нью-Йорк. Поселился в Огайо. Джек Барус выигрывал гонки на четырех видах велосипедов и семи разных видах автомобилей. Его колонка – выходит дважды в неделю.