То, о чем хотелось бы поговорить случилось не вчера или позавчера, а довольно давно, в то время, когда люди стали потихонечку отходить от церкви. Если нашим прабабушкам еще было странно приходить к обедне и не причащаться, то бабушки к этому относились довольно спокойно. Как вариант, наши мамы уже вообще не понимали что это там такое священник делает. К моменту нашего рождения (я о поколении семидесятых) "мир, труд, май" был гораздо важнее литургий. И теперь мы воцерковляясь сами, пожинаем плоды расцерковления наших родителей.
Произошла огромная системная ошибка - сбой. Если раньше люди приходили на литургию благодарить Христа (Евхаристия - и есть благодарение с греческого) то сейчас они приходят брать. Приходят брать, и хотят это делать с комфортом. Брать удобно, так что бы вокруг них поплясало как можно больше народу. Что бы их встречали на пороге и радовались тому что они зашли взять. Интернет полон гневных строк о том что женщина пришла в храм, там это не так, то не эдак, и еще свечница позволила себе переставить (!) поставленные ей свечи на подсвечнике.
Вернемся к теме нашего сегодняшнего разговора: причастие детей. Очень здорово, когда ты, выходя на солею песть с верными Символ Веры, видишь перед собой полный храм народу. Чем ближе к выносу Даров, тем больше снаружи людей подпирают те, кто пришел причастить детей. Конечно, осуждать тех кто не может быть на литургии полностью из-за того что ребенок маленький не выдержит нельзя. Можно поступить иначе: у нас (при, кстати, очень не большом деревянном храмике на окраинах города) в трапезной выделяется одна из мамочек, которая занимается детьми тех людей, что пришли помолиться и к Чаше. Они сообща рисуют, поют, тискают местного кошака, в общем проводят эти сорок пять минут не мешая общине молиться. И потом, уже к выносу Даров они все (ВСЕ, вместе с той мамочкой, что не была на службе ужас-ужас) приходят и причащаются. И вот если с детьми все понятно, то с их родителями есть о чем говорить.
Не секрет, что крещение ребенка во младенчестве, совершается именно по вере родителей. Они обязуются воспитывать чадо в православной вере. Именно по их же вере, чадо причащается, так как пока само не понимает сути происходящего. И вот здесь я бы очень хотел каждого (к сожалению физически нет возможности делать это во время причастия) из родителей, которые заталкивают ребенка к Чаше спросить: а почему не идете вы?! Вы приносите ребенка к Чаше почему? Шопнеболел? Ведь у нас, зачастую, причащают ребенка "огнем и мечом": мы два пономаря стараемся не смахнуть Чашу, удержать руки/ноги ребенка, при этом открывая ему рот. Благо, ребенок начинает орать на весь храм и в этот момент священник заносит в отверстую пасть лжицу... Хорошо бы еще успеть все это дело накрыть платом.
Я не пытаюсь манипулировать фактами, но замечу что дети тех родителей, которые причащаются сами, глядя на них, абсолютно спокойно и без истерик принимают Дары. И если изначально делать это вместе с родителями, то потом не придется искать ответ на вопрос: как объяснить ребенку что в Чаше?! Я не знаю во что верят те родители, которые крепко сжимая чадо в руках, несут его к Чаше приговаривая: солнушко, не плач. Сейчас батюшка даст тебе компотика! (ягодку, медочку, вкусняшку) и прочее. Я не говорю о том, что нужно годовалому младенцу пытаться объяснить Тайну пресуществления Даров, но может быть начать с родителя? Ведь, как мы помним ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ! и, если родитель называет Дары компотом, то ребенок и получает компот! Зачем тогда приносили? Соблюсти ритуал?
Как так получается, что из тридцати пар с детьми, только четыре родителя приняли Дары?! В воспитании детей не работает "делай как я сказал" , можно добиться результата лишь "делай как я" И, если родителе не горят желанием причащаться, то откуда это желание возникнет в детях?! Носили до пяти лет. С пяти до десяти за руку водили в храм. С десяти до пятнадцати пинками загоняли к Чаше.... Дитё выросло и послало подальше родителей и храм. Хорошо если не Христа. Я сам отец. Растет дочь. Я очень отчетливо понимаю, что нельзя ничего делать насильно. И у дочери есть свобода выбора. Она вполне может не захотеть сегодня с родителями в храм (мы ежевоскресно приезжаем. я раньше, мои уже к началу литургии) но, это бывает довольно редко. Если причащается мама, папа, то как ребенок то пропустит праздник?! И я очень стараюсь что бы каждое воскресение это был хоть маленький, но праздник. И девочка с пяти лет знает ЧТО в Чаше.
Я пишу о ситуации не по книжкам. Я до 33 лет жил абсолютно вне Христа, крещен во младенчестве и брошен. Мама меня крестила по требованию бабушки. Когда я в школе уже захотел (сам, никто не заставлял) надеть крест, мама очень удивилась: зачем тебе это, сын?! Увидят на физкультуре - засмеют. Я до сих пор не понимаю почему я так поступил, но крест я надел и до сих пор не снимал. Мне никто не говорил тогда об этом, но я внутренне, видимо, полагал что именно так и надо. Что же у нынешних то родителей за проблемы?