До международного аэропорта Хитроу оставалось чуть больше трех километров, когда 17 января 2008 года Boeing 777 со 152 людьми на борту лишился тяги обоих двигателей. У пилотов оставалось порядка минуты на спасение, и временем они распорядились правильно: самолет хоть и не дотянул до полосы, но все остались живы. Была только одна проблема — в мире летают сотни Boeing 777, но совершенно непонятно, почему один из современнейших лайнеров остался без двигателей. Из-за нехватки информации возникли вопросы к действиям экипажа, что обернулось для командира серьезными проблемами с работой.
Проблема в последние минуты полета Рейс British Airways 38 дальний: из Пекина в Лондон. Британская авиакомпания использует на этих рейсах широкофюзеляжный Boeing 777 — один из самых надежных и безопасных самолетов что на тот момент, что сейчас. Эксплуатировать его начали еще в 1995 году, и вплоть до 2008-го серьезных инцидентов, которые приводили бы к потере судна, не было. «Три семерки» в данной модификации вмещают 236 человек, но 17 января 2008 года нашлось только 136 пассажиров на перелет из китайской столицы в Туманный Альбион. Кроме них на борт поднялись 16 членов экипажа, включая трех пилотов — командира Питера Беркилла, второго пилота Джона Коварда и сменного Конора Маджениса. Выпущенный в 2001 году лайнер с бортовым номером G-YMMM налетал к тому моменту приличные 28,6 тысячи часов.
Весь полет прошел в штатном режиме, а за 83 секунды до приземления Boeing 777 подготовили к посадке. На высоте 800 футов (243 метра) Джон Ковард взял управление — посадку должен был выполнять второй пилот, а не командир. Ничего удивительного в этом нет, обычно летчики делят обязанности так: один занимается непосредственно управлением самолета (Pilot Flying), а другой (Pilot Monitoring) наблюдает за системами и действиями коллеги и так далее. Вскоре после захода на нужную траекторию происходит кое-что странное: правый двигатель теряет тягу практически до нуля. Через 7 секунд то же самое происходит и с левым двигателем.
Скорость все равно продолжала падать: на высоте 60 метров она была уже 108 узлов (200 км/ч). Шасси коснулись травы в 330 метрах от полосы и вскопали землю практически до самого ее начала. Все стойки шасси сложились, правая основная отломалась. В спешке командир допустил ошибку, которую ему потом припомнили: сперва он объявил о начале эвакуации не пассажирам по громкой связи, а в центр управления полетами Хитроу. Экстренные службы были на месте спустя 1 минуту и 43 секунды после вызова. Чудом можно назвать то, что самолет не загорелся: при жесткой посадке стойки шасси пробили топливные баки. Пусть лайнер и сжег десятки тонн горючего за долгий полет, разлитых остатков керосина хватило бы для трагедии. Из 152 людей на борту практически никто не пострадал, а самой серьезной травмой был перелом ноги у одного из пассажиров.
Однако действия экипажа, даже если и были ошибочными, явно не могли стать причиной потери тяги обоих двигателей. Отказ одного двигателя — явление само по себе экстраординарное в современной авиации, ну а про потерю двух силовых установок и речи быть не может. Следователи начали искать общий знаменатель и пришли к топливу.
Как показали испытания, при определенных температурных условиях лед не успевал растаять и скапливался на решетке теплообменника. Это происходило чрезвычайно редко: следователи проанализировали данные 175 тысяч рейсов, и лишь параметры полета BA38 приводили к сильному образованию льда. Однако пока шло расследование инцидента, аналогичная ситуация произошла и с другим Boeing 777 — точно таким же, как и экземпляр British Airways. Самолет Delta Air Lines выполнял рейс 26 ноября 2008 года из Шанхая в Атланту (США) и спустя примерно 9,5 часа полета резко потерял тягу. Температура масла стала расти, потому как топливо не проходило через забитый льдом теплообменник. Лайнер начал снижаться, и лед растаял. В итоге Boeing 777 благополучно добрался до пункта назначения.трес