1,6K подписчиков

С каким ужасным африканским мечом вы бы не захотели встретиться?

1,6K прочитали

Если Индия по праву является чемпионом изобретения боевого оружия странных конструкций, то аналогично чемпионом можно назвать Африку, но теперь уже за его внешность. Формы местного оружия настолько уникальны, что даже не будучи знакомым со всеми образцами (а их там настолько много десятков-сотен, что не каждый эксперт без методички сразу разберётся) можно на 99,9% уверенно сказать что вот та или эта странная фигня из Африки. Сами по себе причудливые формы не удивительны — у людей всегда хватало фантастики; «я художник, я так вижу». Куда интереснее что всё их оружие было апогеем «полезности бесполезного». Каким бы странным оружие не являлось, оно всегда находило своё применение, путь даже крайне узкое.

Нгала. Источник: pikab.ru
Нгала. Источник: pikab.ru

Сия загадочная фиговина зовётся ... в зависимости от того, откуда вы родом :) Как этот вид оружия называют местные племена мне узнать не удалось (к сожалению, инфы про почти всех представителей тех десятков-сотен местных образцов очень мало). Используется оно доброй (на самом деле, злой) половиной племён на западе Центральной Африки и думается что названий у него столько же, сколько владельцев.

Европейцам это оружие известно по названию «нгала» — так его назвали монахи, проходившие с миссией вдоль Конго, по названию одного из местных племён; в честь которого ранее так же назвали одну из долин, в которой нгалу и увидели впервые. А потом оказалось что монахи «ошиблись адресом» и племя это было совсем другое, но название за оружием уже устоялось.

Нгала. "Как две капли" с той что выше, но - другая. Источник: snob.ru
Нгала. "Как две капли" с той что выше, но - другая. Источник: snob.ru

Когда, где и как возникли эти мечи (опять и снова, такая классификация просто «потому что так принято») я даже гадать не стану; но исходя из написанного ниже про их применение, есть у меня одна догадка. Представляют из они себя не понятно что широкий клинок с округлыми очертаниями, с несколькими «отростками» в виде шипов и окончанием похожим на серп. Общая длина меча достигает 40-60 сантиметров (из-за этого их иногда называют тесаками), причём масса этого «зла» (почему не «добра» — поймёте позже) превышает килограмм.

Нгала одно из немногих африканских видов ХО с диковинными формами (не всё их оружие такое), где в рамках одной культуры есть хотя бы приблизительная стандартизация внешнего вида. А вот между культурами они отличаются очень заметно, хотя общие черты сохраняют.

Современная "нгала туриста" (ещё и медная) - всего-лишь "за сотку" такая безделушка отправится вместе с вами домой. Источник: catawiki.com
Современная "нгала туриста" (ещё и медная) - всего-лишь "за сотку" такая безделушка отправится вместе с вами домой. Источник: catawiki.com

Внешне эти клинки отдалённо похожи на африканскую «метательную молнию» — кпингу. Её комментаторы в моей статье часто принимали за оружие для ближнего боя, но она оружие именно метательное. А вот нгала была оружием уже, так сказать, ближе к телу, но не военным (почти). Человек с чёрным чувством юмора мог бы пошутить что это «кухонный ножик каннибала», я же скажу проще — это оружие ритуальное.

Нгалу использовали (и до сих используют) для жертвоприношений, после которых тело жертвы в обязательном порядке должно быть съедено всеми зрителями — иначе духи обидятся и не только не примут жертву, но и нашлют несчастья на весь хутор. Особенным тут является то, что нгала тут выступает «частично» военным оружием — все обряды с её применением связаны с военными событиями и только с ними.

Нгала в Бруклинском музее, стоит под табличкой "меч палача". Источник: wikimedia.org
Нгала в Бруклинском музее, стоит под табличкой "меч палача". Источник: wikimedia.org

Поводом для жертвы могло стать что угодно — будь то начало войны и призыв к духам о помощи, будь то победа и дань благодарности духам, будь то перемирие и ... не знаю ради чего именно, но жертву приносили и здесь, причём две стороны сразу. Как правило жертвами становились вражеские пленные, либо их заменяли имеющимися в распоряжении рабами (желательно из племени, с которым связано событие).

Я не любитель очень красочно описывать жуткие подробности, так что будут краток. Главный племенной садист-извращенец шаман обматывал вокруг шеи жертвы ветви дерева (или верёвку, намотанную на ствол дерева), которое предварительно менее главные садисты его помощники нагнули. Заботливо наблюдающий за жертвой шаман при этом не должен был допустить её преждевременного удушья. Когда все приготовления были сделаны, жертву ставили на колени, одним махом отсекали голову, которая тут же отправлялась в полёт, словно при помощи онагра... Фотографий этого дела в статье не будет, но ряд редких снимков при должном старании и желании можно найти в Гуглах/Яндексах.

Шаман с нгалой вызывает духов перед началом ритуала. Источник: smolbattle.ru
Шаман с нгалой вызывает духов перед началом ритуала. Источник: smolbattle.ru

Голову рубили выпуклой стороной клинка, что возвращает нас к истории и моей теории о возникновении такой внешности у нгалы. В этом контексте сей меч очень похож на хопеш — архитектурные и функциональные схожести просто бросаются в глаза. Имхо, нгала (как и хопеш) функционально равнозначна топору, выполненному в специфическом стиле. Если совместить схожести нгалы с кпингой и хопешом, то вроде все сходится — проведя прямую линию между «местом жительства» хопеша и нгалы, можно будет найти кпингу как раз между ними, но ближе к нгале.

Необычайно пухленькая нгала; видимо, в детстве её хорошо кормили. Источник: smolbattle.ru
Необычайно пухленькая нгала; видимо, в детстве её хорошо кормили. Источник: smolbattle.ru

С виду клинки нгалы очень примитивны и нашему глазу, привыкшему к изысканному оружию, может показаться будто их не украшали. Это не так. Украшали менее продвинутыми методами, но для местных кузнечных технологий это шедевр. Клинки имеют множества всевозможных простых (для нас, но не для них) узоров или мелких элементов примитивных форм. Рукояти тоже могут похвастаться «прекрасным минимализмом» — резьбой, насечками, обмоткой из проволоки, да всем прочим на что только способны местные мастера. В рукояти, кстати, главным был именно дизайн, а не удобство — голову отсечь и так можно, а вот воевать нгалой нельзя из-за неё в куда большей степени, нежели из-за клинка.

Очередная нгала... Источник: smolbattle.ru
Очередная нгала... Источник: smolbattle.ru

Все эти мечи считались одной из главных племенных реликвий и передавались через поколения шаманами. Они олицетворяли власть и военную силу, а так же случили знаком отличия для вождей и прочих. Порой нгалу могли использовать для обмена, чему способствовала их высокая религизная ценность.

Сколько человеческих душ каждый отдельный экземпляр принёс в жертву сказать невозможно — их никто не считал. Да и забыли уже давно все. Благодаря европейцам, которых теперь там явно не любят, уже века два как рацион местных племён изменился с человеченки на козлятину; ибо негоже товару портить товар людям убивать себе подобных просто так.

Насколько смертоносной была праща?

Сотни две лет назад вы бы не захотели встретиться с таким клинком — если он рядом с вами, значит вас приносят в жертву. Зато сегодня его можно не бояться совсем. Нгалу испокон веков после принесения жертвы использовали для ритуального танца, чем сейчас порой развлекают заезжих туристов; само собой, только после того как они присоединятся к обычаю жертвоприношения, включая поедание жертвы в виде козла.

Если вам понравилась статья, не стесняйтесь кликнуть палец вверх справа. Автору будет приятно и вы поможете в развитии каналу :)
Подписывайтесь на мой канал и читайте каждый день свежие статьи связанные с историей военного дела!