Здравствуйте, уважаемые читатели!
Ну что, продолжим обсуждение реалий одного большого (теперь уже) южного города. Который не только вырос практически вдвое за 10 лет, но и продолжает это, так сказать, движение вверх.
Ни для кого не секрет, что резкий рост населения города создал немало проблем с транспортом, инфраструктурой и рабочими местами. Именно так обычно и происходит, если не решать задачу комплексно, а просто заниматься быстрым привлечением денег.
С чего все началось? Еще при Ткачеве родился слоган: "Если есть на свете рай - это Краснодарский край". Многочисленные мероприятия с привлечением бизнеса и культуры привели к популяризации Краснодара и края как идеального места для жизни. А поскольку это было самое начало 2010-х, и денег в стране еще было более чем достаточно, начал расти спрос на недвижимость в городе.
Строители отреагировали быстро. Множество застройщиков - от микроскопических до огромных компаний - начали быстрое возведение микрорайонов на окраинах города. О создании инфраструктуры никто не думал. И правда - зачем тратить деньги на школы и дороги, если квартиры все равно покупаются дистанционно, и на район никто не смотрит. Выросли целые жилые комплексы - от элитных до откровенного кошмара, повергшего в нечеловеческий ужас г-на Варламова (конечно, я о "Музыкальном"). Далее запускается цепная реакция: "люди едут" - "квартиры строятся" - "новые люди едут" - "новые квартиры строятся"...
А дальше сформировались две проблемы. Социальная и экономическая. Социальная проблема всем известна - школ и садиков нет, работы нет, пробки ужасающие. Улучшение не предполагается, так как в условиях отсутствия денег ничего особо не строят. А в чем же проблема экономическая?
Если всю статью читать не очень хочется, расскажу суть. Вся экономика города оказалась ориентирована на строительство, продажу и отделку жилья, причем в основном за счет привлечения денег жителей других регионов. Большая часть денежных потоков и рабочих мест находятся в строительной и финансовой сфере, а также смежных с ними. Если остановить рост Краснодара любым искусственным способом - экономику города ждет удар. Под угрозой окажется работа сотен фирм и десятков тысяч людей, непосредственно занятых в строительстве, отделке, продаже сопутствующих товаров и финансовых услугах (ипотека, кредитование, страховки). Естественно, администрация себе такого позволить не может!
Поэтому город и дальше будет расти. Show must go on.
Насколько? И куда?
Ответ на первый вопрос - из разряда философских. Расти будет до тех пор, пока не остановится спрос на новые квартиры. По какой причине - сложно сказать. Либо у желающих переехать закончатся деньги, либо в городе станет совсем невозможно нормально жить. Если честно, ни в одну из этих причин я особенно не верю. Просто потому, что деньги народу предложат в виде очередной заманухи (и материнский капитал за первого ребенка - тому явный пример), а терпеть ужасные условия жизни наш человек способен очень долго. Особенно если сам принял решение в эти условия влезть.
А вот в каком направлении он будет развиваться - предположить легче. На мой взгляд, сейчас (кроме тех направлений, в которых уже ведется строительство) будет три направления роста:
1. Между Гидростроем и ул. Бородинской (так называемым "старым ГАИ"). Сейчас там поля. Или уже нет? Давайте посмотрим на карту, опубликованную на сайте администрации города:
Ну мы же все прекрасно понимаем, что не просто так трамвай поедет через поле до разворотного кольца! Эти поля будут застроены 20-этажками, причем, скорее всего, по обе стороны от трамвайных путей.
2. Микрорайон Московский в р-не ул. Петра Метальникова. Конечно, там уже немало построено, но толчком к дальнейшему развитию района станет, опять-таки, строительство трамвайных путей, начало которого запланировано на лето 2020 года. Кстати, там это сделать достаточно легко - ул. Московская широкая. А раз там появится трамвай - квартиры будут раскупать. Трамвай, конечно, оттуда до центра будет ехать долго - но хотя бы будет!
3. Адыгейская сторона Яблоновского моста. Вот это, на мой взгляд, самая забавная ситуация. Новый мост сейчас вроде как строится, и после окончания строительства пробка на въезде в город должна сильно уменьшиться. Ходили слухи, что городская администрация была сильно против строительства моста, потому что с той стороны Кубани быстро появятся микрорайоны, население которых будет работать в Краснодаре, а прописка у работников будет адыгейская. Недовольство администрации понятно - предоставлять условия для жизни и работы нужно в городе, а налоги с граждан и прибыль от выделения земли под застройку уйдет в соседний регион. Однако мост строится. Район тот может быстро развиваться, если цены на жилье будут ощутимо ниже краснодарских. Впрочем, это дело несколько отдаленного будущего.
А что в итоге?
А в итоге мы продолжаем расти. И расти уже вроде бы некуда, но мы все равно растем. Show must go on.
А вы об этом что думаете?