Найти тему

Семья с точки зрения педагогики.

Углубляясь в дебри изысканий определения семьи в области педагогики наткнулся на любопытнейшую работу «Формирование представлений об образе семьи у детей старшего дошкольного возраста» группы педагогов: Ю.А. Гладковой, Е. Кравцовой, И.В. Кузьминой, Н.И. Моховой и др. Часть этой интереснейшей работы привожу целиком:

«В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.)

Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально — психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которая в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. «Семья, по признанию ученых, — одна из величайших, ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность, ни обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранения упрочнении, заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждался каждый человек независимо от возраста» — считает Т.А. Куликова [8, с. 20]

Е.И. Артамонова [2, с. 17] пишет: «Семья является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы». Традиционно «ядром» семьи считается супружеская пара с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья — это «исторически конкретная система взаимоотношение между супругами, между родителями, и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности и социальная необходимость в которой обусловлено потребность общества физическом и духовном воспроизводстве населения» [15, с.23].

По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а так же их родственников или просто близких супругов и необходимых их людей. А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение «родители — дети». Он определяет семью «как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержания существования членов семьи» [15, с. 46−47].

Как правило, в психолого-педагогических исследованиях семья рассматривается либо как социальный институт, либо как малая группа.

Как социальный институт семья осуществляет воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья образует первичную окружающую среду в развитии ребенка, формируя у него представление о социальных связях и включает его в них. Она приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества [10, с. 23]. Некоторые исследователи, например Н.Н. Посысоев, рассматривают семью как малую социальную группу. Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы:

· наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т. д.), которые формулируются с возникновение и развитием семьи;

· существование основных параметров семьи (группы) как единого целого [2, с. 17].

Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи. Такие исследователи как А.И. Антонов, А.Г. Харчев сходятся во мнении, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах.

Современная семья утратила многие функции, скрепляющие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

· Хозяйственно — экономическая функция — связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.

· Репродуктивная функция — порождение и воспитание детей. Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.

· Образовательно-воспитательная функция — состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

· Рекреактивная функция (лат. recreatio — восстановление) — связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

· Л.Б. Шнейдер указывает, что современной семье присуща психотерапевтическая функция — удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущения ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви.

«Часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей, — подчеркивает Г. Навайтис, — удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи» [10, с. 29]. То есть человек чувствует себя счастливым, любимым или защищенными благодаря людям, составляющим его семью»».

Интересно мнение раскрытое в работе «Семья как субъект педагогики» неизвестных авторов

«Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

Так же семью можно определить как социокультурный фактор, когда это союз мужчины и женщины, связанный определенными обязательствами по воспитанию детей и решению бытовых проблем.

С точки зрения психологии - семья это тонкий механизм взаимодействия между всеми членами семьи, который уже уникален по своей природе происхождения.

С точки зрения педагогики - семья ориентирована на воспитание духовных и общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.

Субъект - человек, индивид, личность, взгляд исходящий от себя, внутри, себе принадлежащее. Субъект общественен, по форме (средствам, способам) взаимодействия. Семья - субъект, а все что взаимодействует с семьей - это объект.

Таким образом, мы видим, что семью, как субъекта педагогики можно рассматривать с нескольких сторон.

А в частности: о роли педагогики в семье и о роли педагогики для семьи.

Структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

«Семья есть микрокосм того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, - писал русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891), - каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание».