10-15 лет назад был расцвет тюнинга автомобилей ВАЗ. Самары, Приоры, Десятки наказывающие со светофоров более мощные и дорогие иномарки были в изобилии на улицах каждого города. В каждом гаражном кооперативе были ребята, собирающие злые ТАЗы. Причем речь идет не о внешнем украшательстве, а о серьезных доработках двигателя и трансмиссии.
Ночные нелегальные соревнования по драгу (гонкам на 402 м) проводились в каждом районе. И у них были свои герои на ТАЗах с легкостью опережавшие более мощные BMW, Honda, Toyota. А спустя 10 лет (на момент написания статьи на дворе 2020 год) встретить на улице качественно построенный тюнингованый ВАЗ практически невозможно. Встречаются только изуродованная школьниками-дрифтерами старая классика. С заваренным задним редуктором и передними дрифтерскими рычагами. Этакий бомж-дрифтер на парковке гипермаркета. Но при этом нет ни дросселей, ни турбонаддува, ни иных серьезных доработок. В чем же причина исчезновения качественно доработанных автомобилей ВАЗ?
1. Смерть российского автоспорта. Почти все решения в тюнинг пришли из автоспорта. С закатом гоночных серий, где основным автомобилем были ВАЗы потихоньку стали сворачивать производство и основные производители тюнинговых компонентов. Например, производители спортивных кованных дисков ВСМПО свернули производство. Производители распределительных валов ОКБ Двигатель, СТИ, Стольников, Нуждин, ОКБ Динамика имеют гораздо меньший объем заказов или и вовсе закончили производство. Огромное количество фирм в Тольятти, производивших подрамники, растяжки, треугольные рычаги закрыли свои производства из-за упавшего спроса.
2. Молодежь наигралась и поумнела. Пожалуй, это основная причина. Люди поколения Х родившиеся в 1980 х годах и выросшие без интернета имели серьезную эмоциональную ностальгическую привязку к классическим автомобилям ВАЗ. Девятка, Восьмерка, Десятка. Все эти автомобили связаны были как правило с первым опытом вождения или иными сентиментальными воспоминаниями. Иномарки были недоступны. И их появление в свободной продаже вызывало некий протест и неприятие. Было некое романтическое желание быстро ехать на чем есть при отсутствии бюджета. Это и заставляло применять инженерный подход и смекалку к доработке продукции АвтоВАЗа.
Да и относительно доступных автомобилей сравнимых по цене с ТАЗами не было. Daewoo Nexia, Hyuindai Accent, Skoda Felicia. Эти автомобили стоили существенно дороже. Спортивные иномарки стояли очень дорого, а бюджетные были унылыми. Желание выделиться из унылого серого потока, произвести впечатление на девушек, юношеский максимализм в доказывании что в гараже можно сделать машину лучше заводской, только что вышедший на экраны фильм Форсаж с его романтикой уличных гонок и тюнинга – это основные мотиваторы тюнинга ТАЗов того времени. Однако все это поколение тюнеров подросло. На смену юношескому максимализму пришла мудрость. Сменились приоритеты. Семья, покупка доступного жилья вышли на первый план. Пришедшие на смену поколению Х молодые люди, родившиеся в новой России, уже не имели эмоциональной привязки к ТАЗам. Интернет навязал другие ценности. Все и сразу. Ковыряться самому с тачками стало не модно.
3. Доступность спортивных автомобилей. В определенный момент стоимость сборки хорошего ТАЗа стала сопоставимой с покупкой спортивного автомобиля с пробегом. Например, Toyota Corolla Levin или Honda Civic или Volkswagen Golf GTI по стоимости стали сопоставимы с заряженными ТАЗами. При этом были куда комфортнее, надежнее, и имели больший потенциал для тюнинга. Те, у кого были деньги продолжили играться с иномарками, но уже на другом уровне. Либо наигрались и приоритеты сдвинулись в сторону семьи. Молодежи стало интереснее купить иномарку, нежели страдать от низкого качества запасных частей АвтоВАЗа.
4. Ужесточившееся законодательство. Большое количество аварий на дорогах, лоббирование рынка новых автомобилей привело к ужесточению законодательства в области доработок автомобиля. Я лично имел ВАЗ 2109 с серьезными доработками. От двигателя до тормозной системы не было ни одной стандартной детали. Но при этом на посту только уточняли совпадает ли номер двигателя. Да и не установлен ли «ксенон» борьба с которым ведется по сей день. Больше никаких вопросов не возникало. Позже после 2012 года началась борьба с доработками. Стали возникать проблемы при постановке и снятии с учета, снятие номеров и т.д. Это опять-таки негативно сказалось на рынке заряженных ТАЗов. Продать автомобиль стало возможным только с приведением его в заводское состояние.
5. Камеры видеофиксации превышения скорости. Огромное количество камер на дорогах и увеличившиеся штрафы за превышение скорости сделали эксплуатацию заряженного ТАЗа бессмысленной в городе. Банально негде реализовать потенциал мотора. Даже по ночам на пустых проспектах и развязках. Участки дорог, где нет камер отсутствуют. Немного нажать на газ стало попросту негде. Отсутствие доступных гоночных треков в регионах только усугубило ситуацию.
6. Траффик в больших городах. Рост продаж новых автомобилей, строительство новых районов привели к миграции большого количества людей из регионов в крупные города. Все это привело к существенному увеличению числа автомобилей на дорогах. Постоянные пробки сделали эксплуатацию любого спортивного автомобиля бессмысленной. Куда ценнее стало не наличие мощного двигателя а присутствие автоматической трансмиссии. Какая разница какая мощность у автомобиля при средней скорости потока менее 30 км/ч?
В итоге тюнинговые ТАЗы остались только в регионах, где нет большого количества камер и проблем с переоформлением доработанного автомобиля. В Москве осталось небольшое количество маргиналов, у которых в гараже стоит доработанный автомобиль Лада. Причин как правило две. Либо это объект для ностальгии по ушедшей молодости, либо автомобиль для участия в соревнованиях.
В Москве крупнейшая серия Lada Time Attack Championship насчитывает около 20 участников. Либо иные соревнования по ралли-спринту в духе «кубка местной водокачки». С одной стороны жаль, что тюнинг исчез из нашей автомобильной культуры, с другой стороны на ребята с ТАЗов пересели на более безопасные автомобили. Теперь появилась возможность за небольшие деньги выехать на трек и реализовать свои драйверские амбиции в полной мере. Что в общем то тоже неплохо.