6,6K подписчиков

Оксюморон в музыке

1,8K прочитали

Объединение в одном музыкальном произведении противоречивых образных понятий буду называть оксюмороном. Никто мне не запретит. Примеры подобраны на мой вкус, поэтому конструктивная критика приветствуется.

Фантастическая симфония Гектора Берлиоза

В финале симфонии сошлись карикатура и гротеск. Само название - "Сон в ночь шабаша" - пародийная аллюзия на произведение Уильяма Шекспира. Герой симфонии видит свою возлюбленную в образе ведьмы, в этот момент в оркестре появляется связанная с ней тема. Светлая и мечтательная в предыдущих частях симфонии, на этот раз она теряет свою лирически-задушевную основу и предстаёт как вульгарный и непристойный танец. Кларнет-пикколо, издевательски кривляясь, интонирует измененный, но всё же узнаваемый мотив.

Объединение в одном музыкальном произведении противоречивых образных понятий буду называть оксюмороном. Никто не запретит.

Трансформации подвергается также строгий напев Dies Irae из католической заупокойной службы. От прежнего траурного величия не остаётся и следа, звучание приобретает разгульно-кабацкий характер.

Первая симфония Густава Малера

Третья часть симфонии открывается каноном на тему детской песенки "Братец Мартин", известной также со словами: "Братец Яков, спишь ли ты?". Её мелодия звучит в трагическом миноре и имеет характер траурного марша, постепенное движение которого рождает новую мелодию, вплетающуюся в похоронную музыку.

Объединение в одном музыкальном произведении противоречивых образных понятий буду называть оксюмороном. Никто не запретит.-2

Это танец напоминающий чардаш. Балаганные интонации скрипки сбивают ритм марша на плясовой, превращая погребальное шествие в шутовскую процессию. Биограф композитора Рихард Шпехт сообщает, что первоначально Малер хотел назвать эту часть "Похороны охотника", по старинной картине, изображающей лицемерную скорбь животных, оплакивающих смерть их убийцы.

По сути это музыкальная карикатура. Сам композитор утверждал, что третья часть должна быть "раздирающей, трагической иронией ... Это голос раненой до самой глубины и опустошённой души".

Всё творчество Малера как зеркало отразило в звуке подлинную сущность общества, только никто не хотел этого слышать. На эту "слепоту" слушателей указывает Леонард Бернстайн:

Они слышали бесконечные, жестокие, маниакальные марши, но не разглядели императорские ордена и свастику на мундирах маршировавших. Они слышали мощные хоралы и всёподавляющие гимны, но не почувствовали, что они гибнут в бездне тонального изнашивания. Они слышали бесконечные романтические песни о любви, но не поняли, что эти любовные мечты были кошмаром, так же как и ненормальные, дегенеративные лендлеры.

Пятая симфония Дмитрия Шостаковича

Симфония родилась в период первой общегосударственной травли, когда театры в срочном порядке снимали с репертуара оперу "Леди Макбет Мценского уезда", когда сам композитор был вынужден отменить репетиции уже готовой Четвёртой симфонии.

Помпезный финал Пятой симфонии на премьере 1937 года произвёл ошеломляющий эффект, вызвав получасовые овации и искренние рыдания особо впечатлённых зрителей.

У других этот финал вызвал двойственное чувство. Слишком много брутального апофеоза и беспричинной радости. Всёпроникающее crescendo оркестровой массы, неумолкающие литавры, ослепительная фанфарная медь. Осип Мандельштам назвал его "унылым устрашением".

Но самые проницательные слушатели уловили "фигу в кармане". Александр Фадеев так записал в дневнике:

Конец звучит не как выход (и тем более не как торжество и победа), а как наказание или месть кому-то.

Музыковед Инна Алексеевна Барсова доказывает, что в финале симфонии гений Шостаковича с помощью множества скрытых цитат и отсылок (в том числе на упомянутые выше симфонии Берлиоза и Малера!) изобразил в музыке шествие на казнь:

В причудливом гибриде двух полярных семантических комплексов кроется жёсткая правда советской действительности 30-х гг., в которой аутодафе целого народа совершалось под звуки гимнов и маршей.

И традиционная несмешная байка:

Один газетный репортёр долго добивался у Шостаковича ответа на вопрос о процессе сочинения музыки. Композитор ответил: "Очень просто, очень просто. Беру бумагу, перо и чернила, сажусь, макаю и пишу, макаю и пишу".

Использованные источники:
И.А. Барсова. Между "социальным заказом" и "музыкой больших страстей". 1934-1937 годы в жизни Шостаковича.

Дорогие читатели и авторы, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.