Найти тему
Колесо

Был Щегол и нет Щегла. Мнение об экранизации одного из главных романов века нынешного.

Оригинальное название: The Goldfinch
Жанр:
Драма, Экранизация
Год выхода:
2019
Режиссёр:
Джон Краули
В ролях:
Финн Вулфард, Николь Кидман, Эшли Каммингс, Энсел Элгорт, Сара Полсон, Дэнис О’Хэр, Джеффри Райт, Люк Уилсон, Анайрин Барнард, Уилла Фицджералд

Всех, кто когда-либо брался и будет браться обозревать какой бы то ни было фильм по книге смело можно поделить на 2 категории: тех, кто читал первоисточник и тех, кто с ним не знаком. Первые при любой удобной возможности будут проводить аналогии с книгой, выявляя отличия между двумя произведениями, и в конце вынесут вердикт – что лучше: книга или фильм. Вторые же будут оценивать фильм как самостоятельное произведение, не учитывая того, как режиссёр увидел первоисточник. Я не берусь говорить какой из подходов лучше, но в данном случае книгу я не читал, поэтому буду исходить из того, с чем знаком. А познакомился я с новой картиной Джона Краули «Щегол». Одноименный роман получил пулитцеровскую премию, поэтому ещё на стадии анонса многие ждали очередного номинанта на премию «Оскар».

-2

Фильм рассказывает нам историю жизни Теодора Деккера, который в детстве теряет маму из-за взрыва в музее. Находясь в самом центре происшествия, мальчик встречает загадочного незнакомца, который перед смертью отдает ему перстень и весьма ценную картину «Щегол». Дальше в описании говорится, что «с этого момента начинается его погружение в подпольный мир искусства». Такая формулировка может ввести в заблуждение потенциального зрителя. Скорее всего копирайтеры, писавшие аннотацию, преследовали именно эту цель, но все же я предупрежу. Если вы хотите увидеть криминальную драму об искусстве, то можете вообще не идти на этот фильм. Нет, описание не обманывает, это действительно криминальная драма, но вот только этому элементу в фильме отведена далеко не первостепенная роль.

Фильм не о превратностях криминального мира и не о многострадальной картине, которой никак не найдется место в мире. Фильм о жизни и фатализме. О том, как череда незначительных событий способна предопределить судьбу человека, о том, как недальновидность и тщеславие людей может изменить ход истории. И всё это отражено в жизненном пути главного героя.

-3

Для того, чтобы повествование было интересным, режиссёр использует 2 небезызвестных приема: флешбэки и нелинейное повествование. Первый работает безотказно: каждый раз, когда герой мысленно оказывается на месте трагедии среди бетонной пыли и серых руин, режиссер показывает зрителю новые детали, которые закручивают сюжет. Со вторым все не однозначно. Насколько я понял, этот прием должен был быть основной концепцией фильма, но используется он лишь отчасти и особой роли для сюжета не играет. Да, он помогает зрителю высидеть 2,5 часа, не потеряв интерес к картине, но на этом все. С ним или без него сценарий линеен. И если бы повествование тоже было линейным, то фильм попросту смотрелся бы легче.

У картины очень разнообразный актерский состав. Есть звезды первой величины: Финн Вулдфард из «Очень странных дел» и «Оно» и Николь Кидман, у которой просто огромное количество успешных ролей. Их персонажи в основном и тащат весь фильм. Особенно хочется выделить Бориса (прим.ред: помните гуся Бориса из «Балто»? Извините, не удержался) в исполнении Финна. Невероятно харизматичный персонаж за которым лично я был готов пойти в любую заваруху.

-4

Ещё можно упомянуть наставника Теодора Хобби (Джеффри Райт) и его отца (Люк Уилсон). Характеры этих героев прямо противоположны, как и их методы воспитания юного хранителя драгоценной картины. Первый - любящий и трепетный, готовый часами рассказывать мальчику об искусстве и учить его делу всей своей жизни, второй – безразличный алкоголик, который скорее будет кутить в ресторане вместе со своей молодой женой, чем проводить время с сыном. Ну вот как бы и всё. Остальные актеры и их персонажи какие-то невзрачные. В первую очередь это относится к главному герою, который особо ничем не выделяется среди других персонажей, а это, на минуточку, большое упущение для протагониста. Мальчик ничего толком не делает, ничего интересного не говорит, но он постоянно в кадре и со временем это утомляет. Его взрослой версии уделили не много времени, но из того что есть не цепляет ничего. Толи Энсел Элгорт не подходит для этой роли, толи сам персонаж действительно прописан никчёмно. Тут, как говорится, не зашло.

Но вот подростковая жизнь и взаимоотношения между сверстниками показаны очень смело. Грубые подколы двух братьев на кухне за завтраком на начальном этапе взросления и употребление наркотиков с единственным другом, сидя дома в свободной от родителей обстановке на более позднем. Именно таким видит режиссер путь взросления трудного подростка. Нравится вам или нет, но через такое проходят многие.

-5

Если оценивать визуал, то можно выделить ровно одну интересную фишку. Цвета. Жизнь заставила Теодора побывать во многих разных местах, и каждое такое место – это отдельная цветовая палитра, которая передает душевное состояние героя в определенный период его жизни. Я не буду описывать все, дабы не спойлерить, но про пустыню все же напишу. Ярко-желтый цвет, напоминающий восход солнца в каком-нибудь безлюдном жарком месте (тут далеко за примером ходить не нужно) говорит об одиночестве героя, но в то же время и о его свободе и кураже от ощущения полной безнаказанности.

В общем и целом, получилось хорошее кино, которое может дать серьезную пищу для размышлений после просмотра. Это хорошая драма с интересным сюжетом, которую можно оценить по достоинству если не зацикливаться на книге и выбросить из головы ожидание того, что это будет оскароносная картина.

Автор — Илья Брянкин

Читать больше материалов