В каждом фильме есть стереотипы культурные, психологические, философские этические. Но где-то таких стереотипов больше, а где-то меньше. Есть фильмы, где специально играют со стереотипами, специально выпячивают их.
Это полезно, поскольку помогает зрителю задуматься, раскрепостить своё мышление и мировоззрение. И возможно, даже изменить свой характер, свои жизненные приоритеты, ценности.
Один из таких нестандартных фильмов - "День сурка". На первый взгляд, это забавная фантастическая комедия с лёгким философским уклоном. Однако давайте обратим внимание на выпуклость стереотипов в этом фильме.
Эгоизм и альтруизм. Главные герой, репортер Фил Коннорс в начале фильма - чёткий, безусловный эгоист и циник. Он насмешлив, любит посмеиваться над своими коллегами Ритой и Ларри. Столкнувшись с проблемой повторяющегося дня, начинает исполнять эгоистические желания и мечты: разбогатеть, погулять, поразвлекаться, побуянить. Другое его не интересует.
А когда День сурка не прекращается, это постепенно надоедает, и Фил не видит иного выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством.
Несмотря на многократные попытки, это ему не удается. Здесь можно увидеть отход от стереотипа "живём один раз", и намек на идею реинкарнации, множественности жизни и перевоплощений души.
А вот когда Фил Коннорс переходит от эгоизма к альтруизму, меняет жизненные приоритеты, тогда и начинает решать свои проблемы. Начинается это с обращения внимания на нищего старика. Фил его кормит, пытается спасти, хоть и безуспешно.
Затем начинает помогать всем окружающим: каждый день спасает падающего ребёнка, накачивают сдувшиеся колёса автомобиля, помогает подавившемуся посетителю кафе и так далее.
Хотя День сурка всё ещё повторяется, однако у Фила исчезает депрессия, теперь он всегда бодр, весел и жизнерадостен.
Саморазвитие, личностный рост. Став альтруистом, Фил ещё и развивает свои способности: учится играть на фортепиано. Когда он был эгоистом, самосовершенствование его не интересовало. Он просто прожигал жизнь, был гедонистом.
Развиваться решают персонажи во многих фильмах, но в фильме "День сурка" это подано забавно, с юмором, ненавязчиво. Смотрите эпизод, как Фил брал музыкальные уроки.
Отношения с Ритой. В фильме "День сурка" показаны разные стереотипы, связанные с любовью. Первый стереотип, самый распространённый: это эгоистическая, условная любовь.
В начале Фил просто хочет воспользоваться повторением одного дня, чтобы переспать с Ритой, как раньше это получилось с Нэнси. Но не выходит, Рита лишь выдаёт ему серию пощечин.
И вскоре Коннорс ощущает трансформацию своих чувств. Теперь его любовь безусловная, и и не зависит даже от повторения.
Что бы ни произошло, я счастлив
И вот тогда-то день сурка и заканчивается, наступает новый день - 3 февраля.
Резюме
В общем, игра со стереотипами, их нестандартное выделение - важные и интересные достоинства фильма "День сурка". Каждый или почти каждый зритель имеет представления о том, чего надо желать, как надо развиваться (и надо ли), как можно и нужно любить. И просмотр/пересмотр данной кинокартины побуждает к переосмыслению, и даже к возможному пересмотру жизненных позиций.
P.S.
Для всех, кто собирается смотреть или пересматривают День сурка, рекомендую именно перевод 1997 года ОРТ.
Другие, более поздние переводы сильно искажает смысл, там много отсебятины.
Сравните 2 перевода диалога в баре (29-30 мин.):
- А что бы ты делал, если бы застрял в одном месте, в одном дне и ничего бы вокруг не менялось?
- .. А я примерно так и живу.
(перевод (ОРТ))
- А ты представь, что застрял в каком-то месте, и каждый новый день повторяет вчерашний, и ничего не поделаешь.
- В деньгах меня никто не проведёт.
(небрежный перевод с отсебятиной)
Другие статьи о фильме:
Любовь в фильме «День сурка». Отношения Фила и Риты
Альтруизм в фильме "День сурка"
Если статьи о психологии кино вам интересны, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.