Найти тему
kateryna aksyonova

Деперсонализация: потеря контакта с собой

Ранее воспринимаемый исключительно в неразрывной связи с дереализацией, термин «деперсонализация» ныне становится все более известным в кругах заинтересованных индивидов, что не является удивительным: симптом нередко сопровождает как тяжелые психотические нарушения вроде шизофрении, так и невротическую меланхолию. По причине немалого количества вопросов, связанного ― в первую очередь ― с тем, что за основу приходилось брать исключительно субъективные переживания пациентов и клиентов, ощущение не было полноценно описано в медицинских справочниках, а психологи отделывались сухим изложением фактов, не всегда принимая во внимание жалобы субъекта в этом ключе. Кроме того, полноценное объяснение феномена точно так оставалось покрытым тайной (исключая, конечно, биохимические аспекты), несмотря на достаточно давнее выявление его французским психиатром J. Esquirol.

Ощущения, сопровождающие больного, включают в себя

― Исчезновение так называемых «тонких эмоций»; при этом способность выражать эмоции не утрачивается;
― Приглушение или полное исчезновение чувств (эмоционального отношения) к близким;
― Окружающая обстановка кажется «плоской», «мёртвой», или воспринимается притупленно, как бы через стекло;
― Притуплённое цветовосприятие, окружающий мир «серый», «бесцветный»;
― Отсутствие или притупление эмоционального восприятия природы;
― Отсутствие или притупление восприятия произведений искусства, музыки;
― Ощущение отсутствия мыслей в голове;
― Ощущение отсутствия или снижения памяти (при объективной её сохранности);
― Постоянное жамевю;
― Притупление простых чувств, таких как чувства обиды, злобы, сострадания, радости;
― Отсутствие самого понятия «настроение» (настроения как бы не существует). Появление плохого настроения говорит об улучшении состояния;
― Ощущение своего тела как автомата, свои действия кажутся автоматическими (при объективном понимании того, что это только кажется);
― Потеря чувств вызывает мучительную душевную боль;
― Ощущение замедленного течения или полной остановки времени;
― Затруднение образного представления, образного мышления;
― Притупление или отсутствие болевой, тактильной, температурной, вкусовой, проприоцептивной чувствительности, ощущения веса, чувств сна, голода и насыщения (так называемая соматопсихическая деперсонализация).

источник

Рассматривая один из клинических случаев, можно проследить вышеупомянутый симптомокомплекс:

Психическое состояние: медлителен, мимика бедная, скорбная, речь несколько замедлена, голос глухой, плохо модулированный. Настроение отчетливо снижено, однако тоски но ощущает, так как «все чувства притупились, даже тоска и боль». Испытывает внутреннюю тревогу: «как будто что-то должно случиться, хотя сам знаю, что ничего не может быть хуже». Жалуется «на полную атрофию чувств», даже госпитализация его жены в онкологический институт не вызвала волнения, «утратились все человеческие привязанности». Весь мир как бы отдалился, воспринимается тусклым, бледным, «как будто бы через мутное стекло».

источник

Если временно отвести медицинский аспект на фон, не желая ограничивать объяснение столь сложного психического процесса исключительно функционированием головного мозга, можно прийти к неочевидному для страдающего сим человеку выводу: индивид не «не имеет личности», однако становится неспособным соотнести свои чувства, мысли и физические ощущения со своим «Я». Полная потеря контакта с самим собой являет собой психологическую защиту, оберегающую владельца от непоправимых последствий критического стресса. По словам изнасилованных девушек и проституированных женщин, нередко они не ощущают связи с собственным телом в момент насилия или во время воспросизведения акта в памяти; фактически, психика автоматически трактует определенное событие как травмирующее настолько, что его невозможно вынести. Вследствии сего происходит расщепление и вытеснение, во время коих травмированная часть отделяется от основной, становясь отдельной субличностью; нередко терапевты упоминают о возможности прогресса, кажущегося лишь ухудшением, во время коего клиент, излечив одну свою травмированную часть, тут же предъявляет следующую, и кажется, что проблем стало только больше, однако целью является излечить каждую отделившуюся частичку и собрать идентичность воедино.