Найти тему

Неужели мы скоро расстанемся с кроссовками Nike?

Казалось бы, 2020-е – уже почти будущее. В лабораториях выращивают искусственное мясо, телефон можно зарядить от куртки, а ученые обещают, что у нас есть все шансы дожить до 200 лет. По данным Nasdaq, около 20 % всех покупок в мире совершаются через интернет, а к 2040-му это число может вырасти до 95 %. Технологии позволяют устроить шопинг в любой точке мира, а про торговые центры можно забыть, как про кошмарный сон. Правда, такая утопия устраивает не всех. Например, снижение порога беспошлинного ввоза в России, сначала до €500, а с 1 января 2020 года – до €200, произошло с подачи одного из местных ретейлеров, который, по всей видимости, не выдерживал конкуренции с зарубежными платформами вроде Farfetch. Но оказывается, возможности экспресс-доставки оскорбляют не только чувства локальных торговцев, но и крупные бренды. Например, Nike.

Пока вы безмятежно отдыхали на новогодних каникулах, в рядах хайпбистов начались волнения – поползли слухи, что Nike запретят международную доставку кроссовок своим ретейл-партнерам. Так, британский магазин Attitude Inc. уведомил покупателей, что с 1 января 2020-го (так и в високосный год поверить можно) заказ на продукцию Nike и Jordan можно будет оформить только в пределах Евросоюза. Подтвердили информацию и Sneakersnstuff – некоторые товары с сайта никогда не доедут до вас, если вы живете не в ЕС. Ограничения касаются не всех вещей, а в основном лимитированных коллекций – из России система попросту не допустит вас до участия в розыгрыше, который дает право покупки.

Сами Nike утверждают, что это старые правила, прописанные в договорах с ретейлерами. И компания всего лишь напомнила партнерам о необходимости соблюдать условия сотрудничества. В комментарии для Hypebeast представители бренда заявили: «У нас, как и у любой премиальной марки, есть положения и условия, которые мы заключаем с местными ретейлерами, чтобы удовлетворить спрос покупателей в конкретной области». Понятие «конкретная область» при этом остается размытым – в рамках ЕС, например, ничего не изменится, даже если речь идет о заказе из Дании в Испанию.

Эксперты считают, что главная проблема, которую решают Nike, – контроль над рынками. Во времена, когда эксклюзивными дропами никого не удивишь, приходится ограничивать доступ к товарам еще и на территориальном уровне. Представитель аналитического бюро NPD Мэтт Пауэлл в разговоре с Highsnobiety сказал, что на ретейлерах запрет скажется незначительно, ведь международная доставка – это всего лишь «малая часть бизнеса». Что до покупателей, то их выбор будет ограничен меньшим количеством продавцов. То есть велика вероятность, что придется снова стоять в очередях в КМ20. Или брать отпуск, только чтобы слетать за очередным дропом. Тяжело все-таки быть сникерхедом.