Ту-104 .Я думаю нет смысла пересказывать историю создания, большинство знает и про "первый пассажирский реактивный в СССР" и про показ в Лондоне , про аварийность и Гарольда Кузнецова и т.д.
Поэтому давайте посмотрим что сохранилось в России и в других странах к 2020 году , после почти 40 лет с момента окончания эксплуатации.
Всего было построен 201 самолет тремя авиационными заводами.
Итак: самый старый , бортовой № Л5415 сохранился под Киевом , в авиационном музее в Жулянах. К сожалению его недавно не очень неудачно перекрасили, но то что этот борт вообще сохранился - это большая удача.
Далее Ульяновский музей ГА, где сохранился 42322 (1956 года постройки), который перегнали из Оленегорска в 1986, т.е. через 5 лет после окончания эксплуатации военными. Борт неплохо сохранился.
Следующим я упомяну 42382 в Бердске, в аэроклубе.Его уже много лет восстанавливает Мария Карманова, ученая-математик из Новосибирска.Усилиями Маши и тех кто ей помогает самолет тоже находится в вполне приличном состоянии
42387 стоит в виде памятника в Житомире ,совершенно пустой внутри.
В гораздо лучшем состоянии "космический " Ту-104АК в Харькове в музее авиазавода, бортовой "47" (ранее 42389)
Чуть хуже тоже "космический" Ту-104 "46" (бывший 42390) в центральном музее ВВС в Монино, его сейчас восстанавливает бригада волонтеров под руководством Егора. Отчеты о работах я уже публиковал на этом канале.
Сохранилось 3 борта в Чехии, причем все три в весьма приличном состоянии.
Сохранился борт 42365 в Томске, но он совершенно пустой и его дальнейшая судьба пока не ясна
Не так давно закончилось восстановление третьего "космического" Ту-104 (бортовой "48"). Его перевезли с аэродрома Чкаловский и установили в Звездном городке в качестве памятника. Внутри тоже пустой.
В весьма заброшенном состоянии стоит Ту-104 с бортовым "03" на территории Дома отдыха "Салют" в нижегородской области.
Недавно освежили как борт так и постамент в Рыбинске и даже сделали подсветку внутри. Его бортовой номер 42460
Ещё стоит упомянуть 42417 в Омске, где он использовался в качестве пожарного тренажера (состояние можете себе сами представить)
42441 сохранился в Самаре , на площадке музея Аэрокосмического университета, и по слухам вполне комплектен.
Ну и закончить обзор я хотел бы внуковским 42507, на который нанесен ложный номер первого серийного Л5412 и непонятная ливрея.
В общем , как ни странно , сохранилось приличное количество Ту-104 в разной степени сохранности.