В 2 двух моих публикациях мы уже частично затронули статью канала "Ахиллы" об анонимном священнике.
О том, как хайпуют "крутые" блоггеры, изыскано поливая грязью РПЦ
Продолжаем разбирать анонимное интервью циничного священника
Хотелось бы остановиться подробней на некоторых тезисах, в которых, на мой взгляд, не совсем корректно дан анализ некоторых церковным тенденциям, а соответственно имеют противоречивый характер.
Этот путь — путь внутренней эмиграции, путь книг и радости гносиса (в истинном смысле этого слова), почему-то мало кто избирает для себя. И дело здесь именно в осознанном отказе от такого пути, потому как материальная сторона совершенно не при чем. В свое время в Москве мне доводилось общаться с людьми, перебивавшимися с копейки на копейку, но при этом испытывающими истинное счастье от возможности читать Сапфо в оригинале или часами способными говорить об образной системе Гриммельсгаузена. Что мешает идти этим путем, расти интеллектуально, если нет возможности расти иначе? Как я думаю, только прямое нежелание."
Собственно говоря, а с чего вдруг священник называет "путь книг и радости гносиса" - путём внутренней эмиграции? С чего это вдруг православный священник так возвеличивает интеллектуальный путь богопознания, я бы даже сказал в какой-то степени абсолютизируя его? Это, во-первых.
А, во-вторых, почему это вдруг православный священник (так неистово критикующий РПЦ) из всего того огромного культурного многообразия мировой классической литературы выбрал именно "Сапфо"? Я не поленился погуглить и разузнать об этой самой Сапфо. И вот что обобщенно сказано о её творчестве:
"Центром поэзии Сапфо является любовь и страсть к разным персонажам обоих полов. Слово «лесбиянка» происходит от названия её родного острова Лесбос, а в английском языке также используется образованное от её имени слово «сапфичный». Оба этих слова стали применяться для обозначения женской гомосексуальности только в XIX веке. Лирические героини многих её стихотворений говорят о страстной влюблённости или любви (иногда взаимной, иногда нет) к различным женщинам" - источник Википедия.
К сожалению, или к счастью не вникал в творчество, сей особы, возможно там просто присутствуют некоторые аллегории, и возможно Сапфо не вкладывала в них тот смысл, в который вкладываются современные понятия однополой любви. Возможно, действительно, такая однополая любовь Сапфо в больше степени (как сказано в том же источнике) - сократическая. Ведь известно о такого рода любви в диалогах Платона. Тем не менее это очень странная выборка. Как минимум можно было назвать Блаженного Августина. Творчество которого помимо высокой духовности и богословия несёт в себе культуру высочайшего полета философской мысли. Это мировая классика философии и литературы одновременно!
А теперь, что касается "пути гносиса". Вопрос действительно очень не простой. Тем не менее в православном богословии в основе всегда лежал, как его называет мученик Михаил Новосёлов, "забытый путь опытного богопознания", в противовес, характерному более для западной церкви пути академического богословия, или пути гносиса.
Итак, если путь "опытного богопознания" требует строгого выполнения заповедей, очищение и хранение ума от страстей, трезвенного слежения за движением своей мысли, как можно более частого хождение на службу и "непрестанного призывания" имени божьего и причащения святых Христовых таин. То второй путь требует прочтения как можно большего количества богословской литературы и размышления на нею, практически в отрыве от нравственных норм. Что видимо и произошло с данным священником: "Раз попы - тупые вокруг, священноначалие - давит, значит буду больше умных книг читать и обрету через них мудрость. А плотскую похоть буду заглушать не молитвой, постом и псалмопением, а чтением Сапфо и классикой немецкой литературы, романом "Гриммельсгаузен" . Да и зачем бороться с блудной страстью (об этом читай здесь)? Когда можно её просто удовлетворить и продолжать чтение возвышенной литературы. Так же проще!"
На лицо одно большое противоречие, которое священник, судя по всему и не пытался разрешить, а просто тупо свалил, прямо или косвенно, всё на РПЦ.
Попы виноваты, что я грешник, а я то не при делах вовсе!