Одним из основных инструментов освоения фехтовального искусства являются парные упражнения.
Их важность сложно переоценить, ведь только благодаря им, мы можем в учебной обстановке инсценировать боевую ситуацию и подготовить к ней занимающегося. Как и все упражнения, они служат основной цели фехтовальщика.
Главная цель фехтовальщика - поразить своего оппонента и не быть поражённым самому.
Достигается эта цель через использование тактических и технических элементов. (см. приложение 1)
К техническим элементам фехтования относятся: движения и позиции.
К тактическим элементам относятся: подготовка, наступление и защита.
Тактика и техника неотделимы друг от друга и, неизменно, друг друга обуславливают. Владение сложными техническими элементами создаёт влечение к поиску пути использования их в боевой обстановке. Построение же сложных тактических схем связанно с выработкой необходимого арсенала для претворения их в жизнь. В тоже время, скудность техники ведёт к невозможности осуществления тактических задач. А отсутствие тактики приводит к невозможности правильно применить технику.
Любые действия фехтовальщика в бою всегда обусловлены тактической необходимостью и подкреплены технической базой.
Соответственно и парные упражнения могут иметь своей целью работу над одним из этих аспектов, либо же над их сочетанием.
- Упражнения на отработку технических элементов.
Технические элементы могут отрабатываться как одиночно, так и в парных наработках. На одиночных наработках мы не будем заострять внимание, т.к. это выходит за тему данного эссе. Рассмотрим повнимательнее парные наработки.
Парная наработка – циклическая отработка технических элементов, выполняемая в паре.
Основной целью парных наработок служит многократное повторение технических элементов с целью их закрепления. Исходя из этого, парные наработки выполняются циклично т.е. без остановок. Технические элементы в парных наработках подбираются таким образом, чтобы плавно переходить друг в друга.
Парные наработки подразделяются на «стучалки» и «ходилки».
Стучалки – парные наработки, выполняемые без или с незначительными передвижениями в пространстве.
Ходилки – парные наработки, выполняемые с заданными передвижениями в пространстве.
Доведя парные наработки до автоматизма, мы можем с определённой долей уверенности говорить о том, что в бою отработанные технические элементы будут выполнятся на должном уровне.
2. Упражнения на отработку тактических элементов.
Задачей упражнений на отработку тактических элементов является научить занимающихся правильному применению технических элементов в различных ситуациях.
Особенностью отработки тактических элементов является то, что она невозможна без правильного выполнения технических элементов. Поэтому парные упражнения на тактические элементы подразумевают, что необходимые технические элементы уже освоены, в той мере что требует конкретное упражнение.
Простейшим упражнением на отработку тактических элементов является – «Приём»
Приём – тактически обусловленная последовательность технических элементов.
Принципиально приём отличается от парной наработки тем, что ведёт к изменению тактической ситуации.
Так же есть и более сложные упражнения: «Связки» и «Формы».
Несколько приёмов, объединённых в одну последовательность называются – Связкой.
Несколько связок, объединённых в одну последовательность называются – Формой. (В японской терминологии – Ката)
Внутри связок и форм каждый последующий приём должен логически вытекать из тактической ситуации сложившийся в ходе выполнения предыдущего приёма.
Разучиванием приёмов, и объединением их в связки и формы, мы формируем у занимающегося набор готовых решений для успешного противостояния оппоненту.
3. Упражнения на реакцию выбора.
В бою тактические элементы по признаку продуманности подразделяются на преднамеренные (спланированные заранее) и не преднамеренные (выполненные вследствие мгновенной импровизации на изменение ситуации).
Соответственно и парные упражнения так же разделяются на упражнения в заранее заданной ситуации (их мы рассмотрели ранее) и упражнения на импровизацию.
К упражнениям на импровизацию относятся условно-свободные наработки и тренировочные поединки.
Условно-свободные наработки – тип парных упражнений, при котором занимающимся даётся на выбор несколько вариантов осуществления заданной тактической роли.
Как правило, в условно-свободных наработках роли разделяют на атакующего и защищающегося. (Например: одному даётся задание в произвольном порядке проводить атаку сверху и с боку, а второму проводить адекватную атаке защиту.) Однако в зависимости от конкретных тренировочных задач, по усмотрению тренера, возможны и другие варианты. В том числе цикличная смена ролей.
Вторым вариантом упражнений на импровизацию являются тренировочные поединки.
Тренировочный поединок – парное упражнение с возможностью самостоятельного выбора занимающимся тактических задач и путей их осуществления.
Очевидным является тот факт, что в тренировочном поединке развивается не только реакция выбора, но также весь комплекс фехтовальных умений, навыков и качеств. Но без необходимой минимальной технической базы, и возможности грамотно тактически её применять, поединок не принесёт должной пользы практиканту. Более того, он может сформировать пагубные привычки и реакции, которые в дальнейшем могут навредить тренировочному процессу. Поэтому прежде чем переходить непосредственно к поединкам, следует определиться с комплексом подготовительных упражнений и их последовательностью.
4. Методическая последовательность освоения парных упражнений.
Перед освоением любого парного упражнения необходимо одиночно отработать необходимые для упражнения технические элементы.
После одиночной отработки можно дать парную наработку на соответствующие элементы.
В связи с тем, что тактические элементы требуют правильного использования элементов технических, приёмы, связки и формы осваиваются, в начале, в качестве длинных одиночных, а затем и парных, наработок. Разучивание и выполнение происходит без особого акцента на объяснение тактической составляющей, но с акцентом на правильность исполнения технических элементов.
После полного технического освоения формы, идёт разбивания её на отдельные приёмы, а также объяснение их тактической подоплёки.
Как правило в фехтовальной школе есть некоторый набор форм, разделённых по степени сложности. Чем большим количеством форм, а соответственно и приёмов, овладел ученик, тем шире его возможность к осуществлению тактических замыслов в бою. Здесь уже можно говорить о степени мастерства занимающегося.
Но не стоит забывать, что возможности необходимо уметь реализовывать. Поэтому обязательной частью обучения ученика являются условно-свободные наработки и тренировочные поединки.
Таким образом, тренировочный процесс можно описать следующей последовательностью:
- Освоение необходимых технических элементов и наиболее распространённых их сочетаний.
2. Закрепление полученных умений через одиночные и парные наработки.
3. Разучивание приёмов, как последовательности технических действий.
4. Объединение их в связки.
5. Объединение связок в формы.
6. Тактическое обусловливание приёмов внутри формы и их осмысленная отработка.
7. Упражнения на выбор конкретного приёма под неизвестную заранее ситуацию.
8. Проверка и совершенствование полученных навыков и умений в учебном поединке.
9. Проведение контрольно-зачётного занятия, по результатам которого, можно принять решение о допуске занимающегося к освоению более сложных форм и необходимых для них элементов.
10. Повторить пункты 1-10 для освоения более сложных техник и присвоения занимающемуся следующей степени мастерства.
Примечание: приложение 1 не прилагаю, т.к. в нём содержится слишком много секретов школы.